В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Елена Феоктистова, финансовый эксперт.

Тимофей Зудин, ведущий: В 2022 году количество покупок россиян на маркетплейсах выросло на 43% в сравнении с 2021 годом. Но не все так просто с интернет-ярмарками. Сервисы предлагают беспроцентную рассрочку для покупки товаров. Почему продавцы идут на такие заманчивые условия?

Елена Феоктистова, финансовый эксперт: Рассрочки бывают на разных условиях. В каждом маркетплейсе нужно изучать условия рассрочки. Есть такие, где страховка не включена, и платеж действительно разбит на несколько частей. А есть маркетплейсы, где в платежи включают страховку и комиссию. Тут важно понимать, что рассрочка для магазина и маркетплейса в любом случае оформляется как кредит банка. Только магазин продает банку товар со скидкой, и размер этой скидки и будет являться процентом по кредиту. А для потребителя цена остается неизменной.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какие здесь можно встретить подводные камни?

Елена Феоктистова, финансовый эксперт: Опасно это тем, что иногда невозможно остановиться. Люди накапливают платежи, которые не могут оплатить, и тут начинают начислять проценты за просрочку платежа.

Тимофей Зудин, ведущий: Где можно узнать схему платежей и что туда входит? В какой момент маркетплейс обязан предоставить эту информацию?

Елена Феоктистова, финансовый эксперт: Эта информация предоставляется сразу. Правила и условия рассрочки есть в открытом доступе.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как мы уже выяснили, рассрочка это тот же самый кредит, но без договора. Не нарушает ли это права потребителя?

Елена Феоктистова, финансовый эксперт: Договор там есть. Но договор может заключаться не только в одном документе. Он может заключаться путем обмена документов. Маркетплейс предлагает нам договор присоединения, оферту. И если мы нажимаем кнопку согласия, значит, мы фактически заключили с ними договор. Это абсолютно законная схема и права потребителя не нарушает.

Тимофей Зудин, ведущий: Верно ли, что рассрочка — это лазейка для неплательщиков? Ведь просрочки не отображаются в кредитной истории.

Елена Феоктистова, финансовый эксперт: На некоторых маркетплейсах мы должны подать заявку для оформления рассрочки. Они нас оценивают как плательщиков и смотрят нашу кредитную историю. А если будет просрочка, то сразу рассрочка превратится в кредит. Это начисление процентов и отображение информации в истории.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если человек не может оплатить рассрочку, то банк обращается к коллекторам?

Елена Феоктистова, финансовый эксперт: В договоре указано, кто предоставлял рассрочку — банк или маркетплейс. В зависимости от этого становится понятно, кто с вас будет требовать деньги.  

Тимофей Зудин, ведущий: Насколько адекватны штрафы на маркетплейсах?

Елена Феоктистова, финансовый эксперт: Они сопоставимы с теми же штрафами, которые платят по обычным рассрочкам или кредитам.

Ксения Бобрикова, ведущая: Известно, что Центробанк уже заинтересовался подобными сервисами и планирует ввести ограничения и корректировки. О каких сроках может идти речь, и что могут ограничить?

 Елена Феоктистова, финансовый эксперт: Думаю, речь будет идти о сроке в полгода. А корректировки, возможно, будут приравнивать к кредиту, и будут показывать, что необходимо изучать платежеспособность клиента. Оценивать, можно ли ему давать рассрочку или нет.