На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Ксения Колобова, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор.

Ксения Бобрикова, ведущая: В одном из самых авторитетных научных журналов вышла эпохальная статья, посвящённая неандертальцам. Учёным впервые удалось описать целую семью пещерных людей, живших в Сибири десятки тысяч лет назад. А чем конкретно занимались Российские ученые?

Ксения Колобова, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор: Занимались, прежде всего, раскопками. Мы нашли все кусочки неандертальцев, которые принимали участие в исследованиях. На исследования ушло достаточно много времени. Потому что в год мы находим один или два кусочка, иногда 10, но не более. Результат раскопок — в год около двух квадратных метров.

Василий Киров, ведущий: В Чагырской пещере, в южной части Алтая раскопки идут уже 15 лет. Почему именно сейчас мировое научное сообщество приковано к этим находкам?

Ксения Колобова, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор: Потому что у нас массовые находки. Это целое поселение неандертальцев, племя, род в Чагырской пещере. Плюс ещё технологии исследования древней ДНК достигли определённого уровня.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что можно сказать о древних людях, которые проживали на территории Сибири десятки тысяч лет назад? Чем они занимались?

Ксения Колобова, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор: В этом исследовании речь идёт о неандертальцах. Это поздние европейские неандертальцы. Они 70 000 лет назад пришли с территории Центральной и Восточной Европы, принесли с собой специфическую традицию обработки камня. Благодаря чему мы смогли их узнать здесь, на расстоянии минимум 3 000 км от последнего поселения на Волге. Здесь они в первую очередь охотились на бизонов и лошадей. Их поселения не были постоянными. Это были кочевые племена, и они ставили свои охотничьи стоянки на пути сезонных  миграций бизонов. В пещерах они разделывали куски мяса, изготавливали каменные орудия, составляли костяные орудия. Охота была максимально контактной. Оружие применялось с очень близкого расстояния.

Василий Киров, ведущий: Были найдены ещё и семейные захоронения. Что удалось узнать с этих находок? Насколько важна эта информация для нас, современников?

Ксения Колобова, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор: Такие захоронения были найдены в Европе и на Ближнем Востоке. А у нас разрозненные кусочки разных неандертальцев. Около 76 кусочков в нескольких слоях пещеры, они сконцентрированы в нескольких местах. Но тесты ДНК позволяют узнать нам, какие кусочки принадлежат одному неандертальцу.