Грандиозная выставка, посвящённая русскому авангарду, открылась в Эрмитаже. Почему это искусство могло родиться только в нашей стране? И почему современная эпоха — самое авангардное время за всю историю авангарда? Репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«В Эрмитаже открылась грандиозная выставка «Русский авангард. Искусство для нового мира». Она рассказывает о появлении авангарда в истории русского искусства в начале 20-го века и о том, как он повлиял на нашу жизнь. Причём влияние это можно увидеть во всём: и в архитектуре — вспомните Дома коммуны на проспекте Стачек, — и в быту, и в музыке, и, конечно же, в живописи. Говорить можно много и долго, но ясно одно: такое искусство могло родиться только в нашей стране, с таким историческим прошлым, которое есть у нас, с идеями о революции, с этими утопическими мечтами о новом мире, о том, где всё будет просто и ясно, на уровне красного круга или чёрного квадрата. Поэтому эти два слова и употребляются всегда рядом: «Русский» и «авангард». И Малевич, который стал иконой стиля почти всего мирового искусства 20-го века, и Филонов — это не просто имена в истории живописи. Это родоначальники мировоззрения, философии. Авангард — это не искусство, это способ жизни и метод познания мира. Порой, не очень понятный, как опера «Победа над Солнцем», но очень привлекательный и магически интересный. И современная наша эпоха — самое авангардное время за всю историю авангарда. Почему? На этот вопрос ответит Иван Уваров».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Авангард — это передовой отряд. Дословно. С французского. Военный термин. Что такое авангард в искусстве объяснить, невозможно. Об этом нужно не рассказывать. Это нужно показывать. Тогда станет ясно: выйти за рамки, разорвать шаблоны — вот, что такое авангард. Не как искусство. А как образ существования. Метод жизни».

Слово «авангард» сочетается только со словом «русский», потому что только в нашей стране со всеми ее революционными страстями могло родиться такое искусство. Вот икона всего, что создадут художники в 20 веке. «Черный квадрат» Малевича, рассматривать который можно бесконечно. И каждый здесь видит свое: космос, бесконечность, пустота, черная дыра.

У этой выставки не типичная, авангардная судьба. Грандиозный успех в Нидерландах. Там экспозиция «Русский авангард» вошла в список лучших выставок года. Но на пике своего успеха экспонаты из Амстердама раньше срока пришлось вернуть домой, в Петербург. В общем, не только в Петербурге, но и во всем мире сейчас. В середине декабря 2022 года. Такая разная и такая противоречивая, но все-таки мода на авангард.

Хип-хоп маршрут. По залам с авангардом. Презентовал Русский музей. Здесь к каждому художнику написан свой трек. Автор — Михаил Феничев. Его музыку называют альтернативным, абстрактным хип-хопом. То есть авангардист 21 века Феничев поет, вернее, читает рэп про авангардистов 20-го столетия.

Для академичного Русского музея такой формат — эксперимент. И всё для того, чтобы заинтересовать молодое поколение таким искусством, таким мышлением, таким образом жизни.

«Образцовый не просто дом, а воплощение утопической идеи жилой коммуны» — так писал про это здание Борис Кириков, исследователь архитектуры Петербурга. Вот он — один из первых авангардных домов в городе. Но вместе с историком Василием Бочаровым отправляюсь на проспект Стачек. Здесь целый квартал — сплошной авангард. Отказ от внешнего декора зданий в угоду функционалу, продуманному, конструктивному — вот отличительная черта авангарда в архитектуре. Ах да, еще вариативность форм. Для создания образа. Вот школа «Серп и молот» — так называют ее в Петербурге.

У Русского авангарда есть конкретные адреса, за которыми стоят конкретные фамилии. И конкретные истории, судьбы, жизни. Исаакиевская площадь, 9. Здесь жил и умер Малевич. Здесь же он придумал свой черный квадрат. Сейчас в этом здании Городская прокуратура. Ну, не авангард ли…

И Профессора Попова, 10. Дом Матюшина, который в начале прошлого века был штаб-квартирой русских футуристов. Сейчас здесь музей петербургского авангарда, где презентовали небольшую, скромную, уютную выставку с громким, даже не названием, которое больше похоже на манифест, «Я поэт, а не мокрица!». Елена Гуро. Жена Матюшина. Художник и поэт.

Это фрагмент фильма нашего современника Фреда Бейкера. «Возвращение Гарри Лайма». Заключительная встреча кинокритика Евгения Майзеля с петербургскими ценителями киноавангарда. И, конечно же, разбор того, что на мы видим на экране. Потому что красиво. Не непонятно.