Мы привыкли называть наш город музеем под открытым небом. И это действительно так. Сотни архитектурных памятников, которые ежегодно привлекают тысячи туристов. Но есть и другие незаметные детали быта Петербурга и Ленинграда. Многие из них не подпадают под охрану государства или профильного городского комитета. Мы порой редко их замечаем, но они заслуживают не меньшего внимания. Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«На этой неделе прошло заседание Совета по сохранению культурного наследия. И оно примечательно тем, что на нём расширился список исторических объектов, которые подпадают под охранный статус. Речь идёт о тех адресах, которые были сформированы в эпоху Ленинграда. Всё. Теперь их трогать нельзя. Они охраняются законом. Они включены в так называемый 820-й закон о границах объединенных зон охраны культурного наследия. Всего в этом перечне 12 объектов. Давайте перечислим их.

Итак. 1. Финляндский вокзал. 2. Морг Покровской больницы с траурным двором (ротондой). 3. Гостиница «Прибалтийская». 4. Ансамбль Комсомольской площади. 5. Плавательный бассейн, Литовская ул., 3. 6. Автобусный парк № 5. 7. Детская спортивная школа, Малый пр. В.О., 66. 8. Государственная Морская академия им. Адмирала Макарова в Стрельне. 9. Жилой квартал в Сосновой Поляне. 10. Детский сад, Саперный пер., 2. 11. Профтехучилище Сталепрокатного завода. 12. Комплекс жилых домов на Свердловской набережной (дома 60, 62, 64) и  придомовая территория, двухуровневые дворы с лестницами и мостами. Жители Свердловской набережной эти особенные двухуровневые дворы хорошо знают. Вот такие последние новости по теме сохранения нашего архитектурного наследия Ленинграда.

И продолжим тему. Давайте теперь поговорим о том, кто и как возвращает нам наш Петербург, старый Петербург, Ленинград. Казалось, уже утраченный город, но он возвращается. Медленно, по кусочкам, по витражу, по двери, по окну, по каждой уникальной плитке в типичной петербургской парадной. Этот город прошлых эпох возвращается к нам сейчас, в 21-м веке. Кто это делает? Как это происходит? Об этом — в репортаже Антона Цумана».

Двор-колодец в Басковом переулке. Множество окон, одно из которых сразу привлекает внимание. Все окна как окна, прозрачные. А одно слегка мутноватое, как будто из блоков. Вот только правильное название этих блоков — кирпичи Фальконье. И этому окну больше века.

Искусствовед Никита Андреев рассказывает: законы начала 20 века не разрешали размещать окна с видом на не принадлежащую дому территорию. Из-за этого в доходных домах и прижилось изобретение французского промышленника: и свет в парадной есть, и частая жизнь соседей в неприкосновенности.

Современный процесс производства кирпичей Фальконье очень напоминает производство стеклянной посуды. Эти кирпичи производились для реставрационных работ в доходном доме Ерошенко на Басковом, 5. А всего домов, где сохранились такие элементы декора, осталось не более десятка.

Ещё один, значительно более хрупкий световой элемент петербургских домов — витражи. Целые окна или чудом пережившие блокаду, разруху девяностых и активность управляющих компаний наших дней фрагменты. Каждый отмытый от краски витраж за последние годы был маленьким городским событием. Но их реставрация — процесс гораздо более трудоёмкий.

Университет имени Штиглица, кафедра стекла и керамики. В этом полугодии у студентов старшего преподавателя Ирины Станкевич первый этап курсовой работы — эскизирование. То есть на основе сохранившихся фрагментов существующего витража и архитектуры конкретного дома представить, как бы он выглядел целиком. Пока это учебный проект, можно сказать в теории. Итогом курсовой работы станет лишь маленький фрагмент витража. Но эта теория вполне может стать реальностью, если у жильцов парадной с витражами возникнет желание их восстановить.

А вот уже дом из эпохи Ленинграда. Набережная канала Грибоедова, 120. Экспериментальный жилой дом 1959 года постройки. Самый разгар борьбы с «архитектурными излишествами». И тем необычнее смотрятся на доме из той эпохи цементные декоративные панно с животными. Но год назад местная управляющая компания начала замену окон, в один из дней житель дома Роман Абелис заметил панно с рыбками возле мусорного бака. Обратился в администрацию ЖКС, на что получил ответ, мол, выбрасывать они не собирались, но и в дорогостоящем ремонте смысла не видят. В итоге после многочисленных писем, просьб, переговоров жильцам разрешили выполнить ремонт панно собственными силами. Теперь «рыбки» в заботливых руках мастера-реставратора. Фронт работ предстоит обширный. Сначала убрать следы неудачного ремонта — попыток заменить цемент гипсовой штукатуркой, а затем отлить новые элементы. Вернуть рыбок на прежнее место планируется к весне.

Но красота парадных Петербурга не всегда значит монументальность и масштабность. Вот один из примеров. Парадная одного из домов на Васильевском острове. В прошлом году волонтёры, отмывая от краски плитку, обнаружили чудом сохранившийся орнамент из лилий. От оригинального сохранились лишь два фрагмента. Всё остальное — труд реставраторов.

Несколько месяцев кряду специалисты одной из крупнейших реставрационных компаний Петербурга со специализацией на керамике воссоздавали рисунок и оригинальные цвета методом проб и ошибок. Без коммерческого интереса, а просто из уважения к тем архитектурным тайнам, открывшимся в простой петербургской парадной, которые спустя 100 лет могут о многом рассказать и даже научить.

В мастерской отмечают, что с каждым годом всё большее количество заказов связаны с восстановлением элементов старого быта Петербурга. Метлахской плитки на полу или изразцов керамических печей, работая над которыми очень часто можно буквально прочитать историю их ремонта. Точнее покраски. Над этим изразцом специалисты работают, можно сказать, в идеальных условиях. При свете, в тёплом помещении. Но не всегда у печки есть конкретный владелец, не всегда её возможно разобрать и привезти. Порой из-за недостатка средств, а порой из-за нежелания возиться с «общедомовым имуществом». И тогда без волонтёров не обойтись.

Кирилл Михайлов днём занимается ремонтом поездов метрополитена. А вечером наступает время хобби — расчистки от краски каминов петербургских парадных. Даже не в доме-памятнике всё должно быть строго по утверждённым профильным комитетом методикам, которым он учился, будучи волонтёром, а сегодня применяет их уже в серьёзных проектах. Например, изразцовая печь парадной Баскова переулка. Порой такие проекты отнимают много сил, но есть в них и то, что многократно компенсирует все сложности.

В парадной на Суворовском проспекте аналогичные работы над терракотовым камином уже близятся к завершению. Волонтёры одного из благотворительных фондов работают здесь с апреля. И сейчас самый деликатный этап — последние слои краски удаляют не металлическим инструментом, а деревянным. Чтобы не повредить очень деликатный материал.

Как рассказывает менеджер проектов фонда Марика Шишко, в этой парадной начали, в противовес поговорке, не от печки, а от двери. В прошлом году. Отмыли от грязи, заделали щели, покрыли лаком. Вся работа на волонтёрах. Но всё начинается именно с инициативы жильцов.

Вот так, буквально по кусочку, по плиточке, по стёклышку, по фрагменту витража, как мозаика, складывается история нашего города. История, о которой мы не только можем читать в книгах, но и видеть, чувствовать, жить в ней. И благодаря неравнодушию горожан тот Петербург, казавшийся безвозвратно потерянным, возвращается.