СЕРГЕЙ БОГДАНОВ, реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа:

Здесь мы видим замечательный портрет Петра Первого. У него антикварный вид. А здесь мы видим яркий портрет, блестяще выполненный с шикарной детализацией. Просто великолепный.

Мастерство художника, труд реставраторов и никакого фотошопа! Ведь именно такой – великолепной – 300 лет назад и рисовал первую русскую императрицу французский художник Жан-Марк Натье.

СЕРГЕЙ БОГДАНОВ, реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа:

Он запечатлел молодую, красивую женщину, интересную. Он и не преувеличивал, и не пытался скопировать живую натуру. Он придумал образ, который стал трендом.

Именно этот трендовый образ и стал в итоге визитной карточкой императрицы. Но в это же самое время и в том же самом месте портрет Екатерины пишет ещё один художник — голландец Карел де Моор. Узнаёте эту женщину?

НАТАЛЬЯ БАХАРЕВА, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа/хранитель фонда живописи 18 века Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа

Но здесь мы видим именно такой тип простолюдинки. Ведь Екатерина была неблагородного происхождения. И мы видим не столь уже рафинированное лицо, мы видим немного неловко заколотое украшение на причёске. Но эта картина интересна тем, что если Натье идеализирует образ Екатерины, то в данном случае мы видим более реалистичный образ.

Петру, кстати, понравились оба изображения супруги. К ним в пару он заказывает у мастеров свои парадные портреты. А вот с этим изображением императрицы в Эрмитаже даже произошла путаница. Статную женщину на нём музейщики долгое время принимали за сестру Петра – Наталью Алексеевну.

НАТАЛЬЯ БАХАРЕВА, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа/хранитель фонда живописи 18 века Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа

И, действительно, она больше всего напоминает Наталью Алексеевну, но детали этого портрета позволили убедиться, что это именно Екатерина Первая. Потому что рядом с ней лежит императорская корона, а Екатерина Первая была коронована в 1724 год, и корона могла быть только у неё. И здесь орден Святой Екатерины, орден, который в петровское время имела только его супруга, Екатерина Первая. Может быть, в связи с коронацией этот портрет и был написан.

В Царском Селе с коронацией Екатерины связана своя интригующая история. Однажды в руки музейщикам попала вот такая обрезанная картина. В центре – редкое изображение первой императрицы. Находка идеально совпала с гравюрой, на которой Екатерина вписана в генеалогическое древо дома Романовых. Это признание её высокого положения стало главным подарком, который царь преподнес супруге, прошедшей с ним огонь, воду и военные походы.

ЛАРИСА БАРДОВСКАЯ, хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское село»:

Екатерина — это новый тип женщины для России. Пётр очень незаурядная личность, и жена его — под стать ему. Потому что женщина, которая сама себя сделала, которая вынесла эти 20 лет Северной войны, была в плену. Вот эти все невзгоды сделали её незаурядной личностью. И Пётр — ему нужна была именно такая жена. Это, как бы символ России – вот эта пара, Пётр и Екатерина начала 18 века.

И где бы мы не встретили их сегодня — в Эрмитаже или в Царском селе — он и она, последний русский царь и первая российская императрица всегда вместе и всегда рядом.