В гостях у программы «Утро в Петербурге» Евгений Платонов, куратор выставки, заведующий Научной библиотекой Государственного Эрмитажа.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня в центре нашего внимания книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого. Именно так называется новая выставка, которая открылась в арабском зале Зимнего дворца. А где были напечатаны эти книги? На территории России или в Европе?
Евгений Платонов, куратор выставки, заведующий Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: Это книги, которые были изданы и в России, и за границей. Потому что первоначально проект книгопечатания, который Петр Первый начал реформировать в рамках своих культурных реформ, предполагал также публикацию книг за границей с использованием букв славянского алфавита и части латинского алфавита. Известно, что Яну Тессингу в Голландии были заказаны издания отдельных книг для России. Но это было малопродуктивно, очень долго, медленно и дорого. Конечно же, издавать книги для России было проще всего в России. Поэтому основной темой этих реформ стало внедрение гражданского шрифта. Он коренным образом будет отличаться от церковнославянского, которым печатались книги для церкви и книги, в которых освещались религиозные вопросы. Книги, которые были предназначены для светского человека, начали печатать в 1710 году гражданским шрифтом, который был проще, чище и больше нравился Петру.
Николай Растворцев, ведущий: Думаю только Петр Первый смог провести такую реформу. Ведь сейчас невозможно о таком даже подумать. Не так ли?
Евгений Платонов, куратор выставки, заведующий Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: С одной стороны, да. А с другой стороны, существовал и культурный запрос определенной части общества на такую литературу. Иначе их пришлось бы переписывать от руки.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие жанры были представлены?
Евгений Платонов, куратор выставки, заведующий Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: Гражданский шрифт изобретался для того, чтобы печатать учебники для подготовки технических специалистов, в которых остро нуждалась страна в начале 18 века. Но печатались и повести, и истории, и начали распространяться переводные произведения иностранных авторов, французские романы. Также появилось большое количество гравюр. Ведь обучение должно быть наглядным. Формат таких учебников был соответствующим, чтобы можно было положить в карман.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: На выставке очень много книг эпохи Петра. Как они сохранились до наших дней?
Евгений Платонов, куратор выставки, заведующий Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: Книга Петровского времени первой четверти 18 века очень рано стала предметом коллекционирования. Уже во второй половине 18 века эти книги собирали не как пособия, а как предметы раритета, свидетельства реформ. Таким образом, собирались коллекции. Они хранились очень бережно и очень долго.