В гостях у программы «Утро в Петербурге» Надежда Ефремова, старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры, хранитель фонда «Памятники города».
Дарина Шарова, ведущая: К 350-летию со дня рождения Петра I была проведена масштабная реставрация памятника на Сенатской площади и разгаданы некоторые секреты. Например, петербургские реставраторы раскрыли тайну третьей точки опоры «Медного всадника». Две из них находятся в ногах коня, а третья – это змея, которую конь подпирает. Как именно устроена третья опора?
Надежда Ефремова, старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры, хранитель фонда «Памятники города»: Мы этого не знали, хотя изучали документы. Но Фальконе неслучайно обратился к созданию змеи. Потому что он писал, что змея маскирует причину, заставившую к ней прибегнуть. Это не только символ, но и важный конструктивный элемент. Так совпало, что реставрация, проведенная в 2021 году, не только решила очень важные вопросы: технологические, конструктивные. Современные приборы позволили нам ответить на вопрос – как же устроена третья точка опоры. Все мы видим, что хвост не касается постамента, и изящно соприкасается с изгибом змеи. Было предположение, что именно там нужно искать третьею точку опоры. Современный способ обследования памятников с помощью эндоскопа, позволил нам через отверстие, которое находится внизу хвоста, увидеть очень многое. Кроме того, мы увидели, что внутри хвоста имеется опорный стержень, он проходит через тело змеи и опирается на закладной железный элемент, который находится в толще гранита. Это для нас была неожиданность. Мы рассмотрели этот закладной элемент, он расположен почти горизонтально в специально вырубленном граните, где помещен элемент. Элементы имеют особенность – небольшой выступ (зуб). Площадка, которая образуется (не более 20 мм), и на нее опирается наш третий опорный стержень.
Михаил Спичка, ведущий: Почему гранитный постамент называют Гром-камень?
Надежда Ефремова, старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры, хранитель фонда «Памятники города»: Существовала легенда – его впервые увидели в болоте, это был крестьянин Вишняков. Он его показал. Все увидели, что камень на поверхности как бы разбит на две части. Легенда гласила, что это от удара молнии или грома. Это, конечно, не соответствует действительности, никакая молния не может разбить наш камень. Ещё интересный момент. Реставрация позволила нам уточнить структуру и состав Гром-камня. Архивные документы пестрят восторженными откликами, когда увидели гром-камень. Он переливался и слюдой, и полудрагоценными камнями, было что-то необычное в структуре этого камня. Из осколков делали даже пуговицы, набалдашники тростей. Это было очень модно.