Сюжет легкомысленного зингшпиля Моцарта – не слишком подходящий повод, но любая сложная ситуация жизни наводит на разговор о человеческой природе, на философствования о том, каков все же человек изначально – добрый или злой. Сдерживаем ли мы в себе зверя, или, напротив, всё было бы прекрасно, если бы не заедала среда, и нас не испортил квартирный вопрос. Место жизни — очень показательно. Вспомните все истории про необитаемый остров, где человек остается наедине с природой и собой. И что? Литература полна противоречий: оказавшись на острове, моряк Робинзон Крузо построил вокруг себя мир, достойный человека, другой моряк, Бен Ганн из «Острова Сокровищ» в той же ситуации за пару лет потерял человеческий облик, чуть не разучился говорить. Или вот «Жизнь на острове Ата» — еще один пример приводит скульптор Антонина Фатхуллина на своей выставке в DiDi Gallery. Выставленные работы она посвятила подлинной истории 6 подростков, оказавшихся в тех же пределах. Помните «Повелитель мух», там школьники превратились в кровожадных дикарей, но есть и подзабытая советская книга «Пленники Барсового ущелья», в которой в горах, но так же отрезанные от мира школьники, пошли стопами Робинзона. Тут, наверное, правильно было бы спросить, что важнее — происхождение или воспитание, но это вопрос эволюционной биологии.