Евгения Чиркова, корреспондент:

Елагин дворец построен по указу Александра Первого для его матери — вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Автором проекта стал ещё неизвестный на тот момент зодчий – Карл Росси. Для летней резиденции выбрали стиль ампир.

Ещё одно название этого палаццо — «Дворец дверей». Здесь их довольно много, и у всех разный декор. Резные двери из драгоценных пород деревьев созданы по чертежам самого Карла Росси. Первый этаж занимали парадные залы и апартаменты императрицы Марии Фёдоровны. На втором этаже были жилые комнаты.

Сергей Афанасьев, распорядитель бала:

Мы с вами в центре парадной анфилады — в овальном бальном зале. Всё здесь предназначено для танцев. Здесь вы не видите мебели, самые высокие потолки. На втором этаже сидел оркестр. Окна распахивались, звучала музыка, танцующие кружились.

Евгения Чиркова, корреспондент:

В XIX веке дамы собирались на бал целых три часа. Сейчас я могу сделать это…за секунду. Магия телевидения.

Елагин дворец был создан, в том числе и для балов. Сезон обычно начинался поздней осенью. Светское общество с нетерпением ждало это событие. Иногда за вечер нужно было посетить два, а то и три бала. Что требовало немалых усилий от гостей. Танцевальный вечер первой трети XIX века открывался торжественным шествием — полонезом. Вальс, галоп, полька и, конечно, мазурка — самый сложный танец.

Лилия Саяпина, распорядитель бала:

Каждая дама должна была уметь сшить себе бальную сумочку — ридикюль. Конечно, там можно было найти множество всего интересного. Например, портбукет — небольшая вазочка и цветочки, чтобы отгонять неприятные запахи. Карне-де баль — это бальная книжечка. Здесь вписывались имена кавалеров и номер танца.

Кавалеры развлекали дам, делали им комплименты и потакали всем капризам. Кстати, для мужчин была подсказка: цвет веера сообщал, в каком настроении сегодня сударыня.

Сергей Афанасьев, распорядитель бала:

Если веер розовый, то это означало, что она влюблена. Синий — означало верность и постоянство. Если сударыня по какой-то причине не могла танцевать — она открывала жёлтый веер, и это означало меня сегодня не приглашать.

Язык веера — был частью любовной игры. Ему обучали на уроках танцев и этикета. Тогда даже появилось выражение «махаться» — в значении кокетничать.

— К правой щеке приложили веер, это означало «да». Если вот так романтично приложите ко лбу — это означало «я думаю о тебе». А если провели по лбу — это означало …

— я вспотела ?

— нет, твои слова умны. Если вы чувствуете, что за вами подсматривают — можно было приложить и показать «молчите, нас подслушивают».

В начале XIX столетия бал завершался котильоном или греческим танцем, а со второй половины века — вальсом. Гости могли уезжать, когда им удобно, не акцентируя внимания на своём уходе. Но в течение нескольких дней нужно было нанести благодарственный визит хозяевам.