В начале XVIII века петербургские фонари находились в ведомстве 64 фонарщиков и… генерал-полицмейстера. Да, во времена Петра I полицейский был блюстителем порядка во всех смыслах. Две сотни первых в России полицейских во главе с генерал-полицмейстером Петербурга Антоном Девиером действовали согласно инструкции, составленной самим императором.

Елена Калинина, методист Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

Широта обязанностей просто поражает. Вылавливали беглых, бродяг, преступников. Но, кроме этого — и мощение улиц, и устройство тротуаров, укрепление берегов рек, каналов, устройство набережных.

Новый город его создателю виделся не только каменным, но и зелёным. Ещё при Петре Алексеевиче вдоль Невского проспекта появились ряды березок. По царскому примеру каждый домовладелец обязан был посадить по дереву перед своим домом. Впрочем, особого пиетета к озеленению петербуржцы не испытывали — между берёзками развешивали белье для просушки, и уже Елизавете Петровне пришлось издать запрещающий указ. Охотников пустить деревья на дрова останавливало лишь наказание кнутом. Ещё строже следили за тем, что происходило на рынках…

Елена Калинина, методист Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

Следили за санитарным состояние самих лавок, за тем, как одевались продавцы, а главное — за состоянием продуктов. За несвежие продукты, а главное продажу животных, не забитых, а умерших, в первый раз это было битьё кнутом, второй — каторга, третий — смертная казнь. 

«Петровские ведомости» того времени пестрели новостями об эпидемии, захлестнувшей Европу, и неудивительно, что российский император радел о санитарии. «Каждому жителю поставить в обязанность держать в чистоте улицу перед своим двором, убирать сор и отвозить его в указанное место, но отнюдь не в реку, виновных подвергать жестокому штрафу» — наставлял он генерал-полицмейстера Петербурга.

При Петре в новой столице появились полицейская служба, команда фонарщиков, а вот водой петербуржцы обеспечивали себя сами.

Дарья Коппель, ведущий специалист Экспозиционно-выставочного комплекса «Вселенная воды»:

Ходили к Неве и воду самостоятельно добывали, либо пользовались услугами водоносов, которые пользовались коромыслом.

Впрочем, и здесь без наказов не обошлось – пили только невскую воду, а прочую пускали по хозяйской нужде. И в этом была забота не только о здоровье, но и о порядке…

Елена Калинина, методист Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

Пётр хотел вырастить нового человека. Он был искренне убежден, что если написать правильные законы и все будут исполнять, то Россия будет очень хорошо жить.  Поэтому вот эта привычка к регулярности, в том числе и в застройке, она должна была изменить то, как люди относятся к жизни, к застройке, к законам, к быту.

Дело Петра Первого продолжили его наследники. Но если к быту средний петербуржец остался неприхотлив и проблемой водопровода озаботился лишь в середине XIX века, то к красоте оказался чувствителен. И вслед за выстроенными по линеечке улицам и проспектам, в конце XVIII века город украсился городскими и частными садами…