Почему дороги ремонтируют даже в разгар осени? Какие технологии применяются? И как контролируют качество нового дорожного покрытия? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

Одна из примет того, что в город пришла настоящая осень, это начало тотального ремонта дорог. Пулковское шоссе лихорадило. В буквальном смысле, аритмия всей транспортной системы на юге города возникла в эти дни. Ведь, образно говоря, если город рассматривать как единый большой организм, то дороги — это и есть сосуды, по которым бежит кровь, наполняя жизнью все остальные части тела. Транспортная система бьётся, как пульс великого города. В часы пик быстро. Ночью, наоборот, замедляется. И вот, из-за ремонта на Пулковском шоссе возник сбой ритма этой системы. Когда это закончится? Почему осень для дорожников — это оптимальное время для проведения ремонтных работ? Почему этого нельзя делать летом? И ,самое главное, что мы все получим после того, как закончится ремонт этих магистралей? На все эти вопросы в своём репортаже ответит Антон Цуман.

Пулковское шоссе. Вечерний час-пик. Средняя скорость движения автомобиля — 5 километров в час, как у пешехода. Что неудивительно: целых две полосы с каждой стороны заняли дорожные бригады. Даже к концу ремонтного сезона работы в разгаре.

Стандартная ширина одной полосы всего 375 сантиметров — и вот иллюстрация того что каждый сантиметр на оживлённой трассе на вес золота. Представители Комитета по развитию транспортной инфраструктуры уверяют — да, перед началом работ проводились расчёты влияния на городской трафик, но автомобильное движение в городе нельзя спрогнозировать со стопроцентной точностью.

Вот карта ограничений движения с сайта административно-технической инспекции. Мигает значками как новогодняя ёлка. Но по сведениям Комитета по развитию транспортной инфраструктуры всего 16 — их зона ответственности — замена дорожного покрытия. И на главный вопрос петербургских водителей, почему ремонт такой загруженной магистрали, как Пулковка, не провести заранее, в летнее, более свободное от машин время, здесь отвечают: как раз сентябрь и есть то время, когда трассу можно отремонтировать с минимальными ограничениями движения.

Да, любому ремонту дорог предшествует целый перечень согласований. С Комитетом по транспорту, с ГИБДД, с ГАТИ. С одной стороны, ограничения движения — это плохо. С другой стороны — без этого невозможен ни один ремонт. А на Пулковском шоссе за время эксплуатации образовалась колея.

Гарантийный срок службы покрытия на такой загруженной трассе, как Пулковское шоссе, 2 года при трафике порядка 15 тысяч автомобилей в сутки. Старое покрытие проработало 5 лет, с 2017 года. То есть замена идёт согласно нормам. А общая протяжённость автодорог в городе 3 тысячи 300 километров, что равно 5-ти трассам Петербург – Москва. И бюджетное финансирование для их ремонта идёт отдельной адресной программой.

Представители Комитета уверяют: даже несмотря на санкции и глобальные экономические перемены, ремонт дорог продолжается. И продолжится в усиленном темпе. Во многом, потому что все необходимые материалы и компоненты добываются и производятся недалеко от Петербурга.

Асфальтобетонный завод в Пушкине. Самый большой комплекс подобного типа в Европе. Дорожный сезон в разгаре, на приёмной площадке буквально яблоку негде упасть. Здесь работают сразу две огромные установки, выдерживая колоссальный темп 640 тонн асфальтобетонной смеси в сутки.

Казалось бы, рецепт асфальта неизменен с 19 века. Минеральный материал — он же щебень разных фракций, добытый в карьерах Карелии и Ленобласти, – и связывающее вещество — битум. Но технологии не стоят на месте. Уже разрушен стереотип о том, что асфальт может быть только тёмно-серым. Технологи научились менять не только цвет, но и запах. Опция для взыскательных заказчиков, которым не нравится натуральный запах нагретого асфальта. А если серьёзно — благодаря современным технологиям появилась возможность применить резиновую крошку из переработанных покрышек — с ней асфальт меньше подвержен трещинам и более стоек к износу. Или использовать специальные добавки, которые позволят класть асфальт при более низких температурах.

Но по технологии самый подходящий период для укладки асфальта – ясная сухая погода. Да, регламент допускает производство работ при несильном дожде, но дорожники стараются использовать благоприятное время по максимуму.

Богатырский проспект. Один из адресов, где в разгаре ремонтные работы. Именно сюда прибывает свежий асфальт прямо с завода, и тут же, что называется, берётся в работу. Весь процесс механический, выверенный и даже в чём-то размеренный.

Вся техника движется одновременно — как один большой механизм. Главный технолог Дмитрий Пахаренко поясняет — процесс невозможно остановить ни на минуту. Не только из-за графика. А ещё и потому, что с асфальтом, как и с железом, можно работать лишь при высоких температурах.

На остывание готовому покрытию требуются сутки. Но это в идеальных условиях, зачастую этот срок приходится сокращать, чтобы не задерживать дорожное движение. А по прошествии трёх дней наступает фаза контроля проделанных работ.

Специальная пила вгрызается в три дня назад уложенный на улице Потапова асфальт. Пять минут – и сотрудники дорожной лаборатории извлекают на поверхность аккуратный образец. Вот оно, асфальтовое покрытие конкретной улицы, что называется, в разрезе.

Всего за день лаборатория может отобрать до 16 проб на разных участках. В одном месте берутся сразу три таких керна. Как говорят специалисты, для чистоты экспертизы.

А вот то место, куда отправляются отобранные пробы. Лаборатория Дирекции транспортного строительства. Где согласно чётким стандартам их анализируют, начиная с самого простого метода — послойного измерения.

Вот так здесь, например, формуют отобранные пробы свежего асфальта, чтобы затем испытать их на устойчивость к образованию колеи. Вот так несколько тысяч раз оно проедет по образцу в различных направлениях. Вот эти железные шарики в специальном аппарате сымитируют воздействие на покрытие тысячи шипованных покрышек. Или вообще вернут асфальт в изначальное состояние, прокалив в печи буквально до щебня.

Вот и получается, что за простым ограничением движения при ремонте дорог скрывается  сложнейший комплекс работ. И ситуация с Пулковским шоссе во многом показательна. С одной стороны, без ремонта нельзя, с другой стороны, помехи движению должны быть минимальны. По крайней мере, на этом участке работ удалось достичь компромисса. Сезон ремонта дорог, как бы ни казалось водителям, не бесконечен. Вот и в Петербурге он заканчивается в середине октября. Следующий стартует только весной. Да, без ограничений движения не обойдётся и здесь, но результат этих нескольких неудобных для водителей дней ровная и безопасная дорога на несколько лет вперёд.