Какие новые памятники появятся в Петербурге, и кто принимает решение, каким монументам быть, выяснял Иван Уваров.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«На этой неделе стало известно, что в Петербурге увековечат память восьми выдающихся деятелей в истории города. Соответствующие инициативы были одобрены Советом по мемориальным доскам. Итак, совет поддержал предложение Санкт-Петербургского государственного университета об установке мемориальных досок почетному гражданину Петербурга Людмиле Вербицкой, правоведу и декану юридического факультета ЛГУ Николаю Алексееву, историку Владимиру Мавродину. Планируется, что доски будут размещены на фасадах зданий университета. Другое предложение – установить мемориальную доску заслуженному тренеру России Анатолию Рахлину. Он один из первых стал преподавать дзюдо в Советском Союзе. Воспитал десятки мастеров спорта в Ленинграде на стадионе «Турбостроитель». Среди его учеников, как известно, был президент Владимир Путин.
Также мемориальную доску установят историку, величайшему лингвисту, который смог разгадать тайну письменности цивилизации Майя – Юрию Кнорозову. Что абсолютно справедливо, тем более, 19 ноября исполнится 100 лет со дня рождения этого величайшего учёного. И ещё в этот список вошли такие имена, как Эрик Гессе – хирург, Денис Опарин – герой россии, Михаил Сорока, он был начальником трамвайно-троллейбусного управления во время блокады Ленинграда. Восемь мемориальных досок новых появится теперь у нас в городе. А что с памятниками? Вот появилась информация, что на бывшей офицерской будет установлен памятник Александру Блоку. А удалось ли автору этой скульптуры отразить весь масштаб творчества Блока, его глубину и трагизм? Задача с художественной точки зрения крайне сложная. А что это вообще за ремесло такое – ставить памятники в таком городе, как Санкт-Петербург? Безумно интересное ремесло. Или даже, можно сказать, миссия. И, мне кажется, со времён Аникушина никто так в совершенстве этим ремеслом больше и не смог овладеть. Или я ошибаюсь? Не знаю. Пусть в этот спор вмешается Иван Уваров, который расскажет чуть более подробно об этом уникальном искусстве – создавать памятники в городе, который сам по себе является одним большим памятником».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«4 метра и 5 сантиметров в высоту – вот такой памятник Александру Блоку появится на улице Декабристов. Автор – скульптор Евгений Ротанов».

Над Блоком скульптор работает 20 лет. Десятки эскизов были отвергнуты самим автором. Но вот – окончательный вариант.

ЕВГЕНИЙ РОТАНОВ, скульптор:

«Это идущая фигура от дома в город. Блок грустный и задумчивый, с шинелью времени, с элементами шляпы, и это говорит, что это поэт».

Музей-квартира Блока. Вот уж где точно знают, что стихи поэта нужно читать между строк. Видимо, как и сам будущий памятник. Но что бы, увидев такое, ответил сам  Блок?

АННА ГОРЕГИНА,  методист по научно-просветительской деятельности музея-квартиры А.А. Блока:

«Сам Блок не хотел такого воплощения, он боялся оказаться в камне, боялся памятника. Это было важно: или это традиционная скульптура с портерным сходством, как в Москве, или это сложная идея – противостояние стихии, противостояние времени, идущая фигура, преодолевающая время и пространство».

Да, наверное, каждый увидит в этом памятнике своё, близкое сердцу, или вызывающее лишь негативные эмоции. Потому что все здесь сделано не по канонам, привычным петербургскому интеллигентному глазу. Я художник. Я так вижу.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Нет, не компьютерная графика. Здесь действительно никого нет. Памятник человеку-невидимке на Фонтанке. Монумент «Человек и природа» или, как говорят в народе, «Памятник дырке»…».

Глядя на это, возникает вопрос, а как памятники вообще появляются на улицах Петербурга? За ответом иду туда, где и принимается решение, какому монументу в городе быть, а какому не быть. Комитет по градостроительству и архитектуре.

Быть скульптором – это еще не значит быть мастером, профессионалом. А в градсовете, как мы помним, заседают только профессионалы, которые начинали свою карьеру — вот так, в учебных мастерских.

Академия Штиглица. Кафедра монументально-декоративной скульптуры. Четвертый курс. Будущие скульпторы работают над этюдом. Ищут характер героя. Процесс долгий, кропотливый. Но это один из тех первых шагов на пути к профессии.

Мастерская Михаила Аникушина. Мастер работал над этим памятником Чехову 37 лет. Сотни эскизов. Вот первый, где Чехов — молодой и успешный литератор. А вот — финал. Спустя 37 лет. Памятник взрослел вместе с его скульптором.

ЮЛИЯ МАЧЕВСКАЯ, заведующая филиалом «Мастерская М.К. Аникушина»:

«Аникушин говорил, он хочет передать в памятнике температуру 37,1. С одной стороны, температура больного туберкулезом. С другой стороны, это метафора внутренней лихорадки человека неравнодушного».

Вот он пример настоящей, искренней работы скульптора. Когда к своему делу относишься неравнодушно. Это тоже один из принципов ленинградской школы. По канонам которой сделан этот памятник Александру Володину. Его установят в Матвееском саду, напротив дома, где жил драматург. Сейчас началась подготовка к отливке монумента. Эскиз давно утвержден. Деньги на установку выделены. Классический, привычный нам образ Александра Моисеевича. Он так же прост и одновременно многогранен, как и его пьесы.

ИГОРЬ ФРОЛОВ, автор памятника А. Володину, скульптор, член Союза художников России:

«Какой-то документальный фильм был, где он в пальто, в кепочке, руки в карманах, смотрит на окна квартиры своей, потом уходит, меня это зацепило, родилась эта композиция. Осенняя грустная история человека, который сам много пережил».

Помните как у Левитанского: каждый выбирает по себе. И спорить о произведениях искусства – все равно, что делать выбор между сладким и соленым. Можно принимать, критиковать или даже не понимать. А что хотел сказать автор? А зачем нам это? Но важно помнить: если скульптура вызывает споры — значит это уже искусство. А памятник — от слова «память». И она будет такой, какой мы ее увидим.