Биржа на Васильевском острове – объект, давно закрытый для посетителей и даже для журналистов. Съёмочной группе «Пульс города» удалось оказаться внутри и здания, и реставрационного процесса. Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь переходим к теме, которую мы анонсировали ещё в нашем прошлом выпуске. Дело в том, что с главного фасада Биржи стали снимать строительные леса. И один из главных открыточных планов города стал обретать свой привычный классический вид. Тот самый вид, про который академик Лихачёв говорил, что это самая красивая панорама в мире, когда-либо созданная руками человека за всю историю цивилизации. Действительно, если выйти на Дворцовую набережную и смотреть на стрелку Васильевского острова, то можно увидеть и большие Ростральные колонны, которые, как необычные морские исполины, вышли на берег из тёмной невской воды, и два гранитных шара по краям, которые завершают графическую отточенность силуэта стрелки. Кстати, надо напомнить, что логотип нашего канала, который вы видите вот здесь, в этом углу кадра на своих телевизорах, это визуальный прототип именно стрелки Васильевского острова с гранитным шаром. И завершает всю эту гармонию классическое здание Биржи, как будто взятое из древних Афин и перенесённое на берега нашего северного города. Действительно, самый совершенный вид на земле. Вот почему всё, что происходит с Биржей волнует нас всех исключительно и абсолютно. Поэтому давайте, воспользовавшись тем, что с фасадов стали снимать леса, пройдём туда внутрь и посмотрим, как восстанавливают этот величайший шедевр мировой архитектуры. Полина Ганичева продолжит тему».

С этой точки стрелка Васильевского острова как на ладони, а вот нашу группу с земли не разглядит ни один прохожий: мы за строительными лесами. Так близко к зданию биржи последние несколько лет мог подойти только реставратор.

НАСТОЯЩЕЕ

Зданию начала 19 века нужно вернуть первоначальный вид. И, если архитектурные детали, скульптуру  можно восстановить по чертежам, то с цветом всё гораздо сложнее. Пришлось искать то место, где осталась та самая, первая, штукатурка.

Такая «палитра времени»: вся история здания в 20-ти сантиметрах. Первый цвет фасадов остался в акварелях архитектора биржи Тома де Тамона, но на рисунках он весьма условный, а реставраторам нужна хирургическая точность.

ЛЮДМИЛА АКМЕН, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа:

«Цвет — это, наверное, самое сложное, что может быть. Даже при том, что мы вроде бы уже знаем, какой должен быть колер, всегда идет экспериментальный период. Даже по сторонам света цвет может по-разному смотреться».

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«А вот тот самый уже новый, современный цвет, который подобрали точно к историческому колеру. И прямо сейчас за этими лесами на восточном фасаде здания появляется этот «новый-старый» цвет. В том числе с нашей помощью».

Названия цвету реставраторы пока не дали. То ли «невская волна», то ли «петербургское небо». Но и то, и другое — близко. Строительные леса с восточного фасада уже сняли. Можем сравнить.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Через несколько часов на этом месте появится огромное арочное окно. Так, по сути, исчезнет возможность рассмотреть одну важную строительную деталь. Посмотрим на кладку. Обычный красный кирпич, ровно 8 рядов. И потом серая полоса. Это путиловский известняк».

Такую технологию кладки использовали для устойчивости здания и надежной гидроизоляции. Эти два основных требования к объекту не менялись с момента появления его первого проекта. Биржа стоит на болотистой почве. О первых трещинах из-за неравномерной осадки здания на Васильевском острове стало известно еще на этапе строительства, в 812 году. Сейчас весь подвал в датчиках. Если хоть одна трещина начнёт двигаться – «трещиномер» сразу об этом сообщит. Пока пациент стабилен. Работают системы жизнеобеспечения.

ЛЮДМИЛА АКМЕН, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа:

«Здание должно жить. Это обязательное условие. Очень удачно, что в здании есть своя угольная котельная, то есть здание отапливается. И, когда я слышу иногда о том, что здание разрушается, это неправда. Поддерживается тепло, здание эксплуатируется, оно живёт, оно не разрушается».

В подвалах, где ещё недавно стояла вода, расстилают инженерный «пирог» в несколько слоёв. Чтобы защитить кирпич, который впитывает воду как губка. Ко внутренним работам реставраторы ещё не приступали. Сначала фасад, стилобат и крыша. Задача – не только не утяжелить конструкцию, но и сохранить первоначальный материал.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Деревянные стропильные фермы начала 19 века. Каждая из них — из цельной сосны в 23 метра длинной. Больше половины из них сохранились идеально. Но части нужен небольшой фрагментарный ремонт».

ПРОШЛОЕ

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Здесь уже разливают по бутылкам известное французское шампанское, настолько известное, что у него даже было свое особое клеймо – чтобы не путали с подделками».

И никаких лишних затрат на логистику. Товар готовят к продаже и хранят, по сути, в порту. Наверху, в зале, ударяют по рукам купцы, потом заключают уже фондовые сделки, а после революции от биржи остаётся только название. В здание переезжает военно-морской музей.

БУДУЩЕЕ

Реставрационные работы – это только часть подготовки биржи к открытию. В Эрмитаже уже отбирают экспонаты. В отреставрированном здании будет музей геральдики. Георгий Вилинбахов подчеркивает: такой – первый в мире.

ГЕОРГИЙ ВИЛИНБАХОВ, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе, государственный герольдмейстер РФ:

«Мы будем говорить о геральдике как о языке. Это будет впервые. Мы будем рассказывать о том, что такое геральдика, что геральдика — это язык знаков. И здесь главное слово не «знаки», а «язык». И мы покажем, что геральдика существует абсолютно во всех историко-культурных регионах, начиная с истории человеческой цивилизации».

Особенным этот музей будет еще и потому, что отдельным (возможно, самым главным) экспонатом в нём будет само здание в стиле позднего классицизма. На фотографиях биржи начала 20 века на восточной лестнице четко видны перила. Сложное литьё, много деталей. Но в чертежах подробной прорисовки нет. Реставраторы были уже готовы отказаться от этого элемента, но тут в дело вмешалось само здание… Рабочие, когда вывозили из подвала грунт, нашли фрагмент того самого ограждения. Общая стоимость проекта на данном этапе – почти 3 миллиарда рублей. О сроках окончания работ реставраторы говорят неохотно. Ориентировочно – 26 год. Сложно строить точные прогнозы, когда работаешь с «живым» зданием со своим характером; когда почти всё, от напольного покрытия до стен, – объекты охраны; когда каждый штрих может изменить не только архитектуру, но и историю длинной почти в 200 лет.