На связи с программой «Утро в Петербурге» Елизавета Алексеева, научный сотрудник Государственного музея Л. Н. Толстого.

Людмила Ширяева, ведущая:

В Главном корпусе Музея Республики Марий-Эл имени Тимофея Евсеева открылась выставка «Весь узел русской жизни тут», на которой представлены документы, репродукции, рукописи и фотографии из фондов Государственного музея Л. Н. Толстого.

Василий Киров, ведущий:

Все мы, конечно, помним, что писатель — представитель графской ветви дворянского рода Толстых, происходящей от петровского сподвижника Петра Андреевича Толстого. Какие же экспонаты смогут увидеть посетители выставки?

Елизавета Алексеева, научный сотрудник Государственного музея Л. Н. Толстого:

Интересным моментом на выставке станут рукописи Толстого. Это, конечно, воспроизведение, потому что подлинники хранятся у нас в стальной комнате в Москве в специальном хранилище. Эти рукописи дают уникальную возможность изучить записки Толстого, ход его мыслей, ход его работы над романом.

Людмила Ширяева, ведущая:

О чём была лекция, которую вы прочитали в рамках выставки?

Елизавета Алексеева, научный сотрудник Государственного музея Л. Н. Толстого:

Лекция условно была поделена на 2 части. Первая часть — это экскурс в историю Петровской эпохи, где мы вспомнили про реформы Петра I, про его жизнь. Вторая часть — то, что связано с Толстыми. Подробнее поговорили про первого графа Петра Андреевича, он был сподвижником Петра, возглавлял посольство в Турции, а также обсудили работу Льва Толстого о Петровской эпохе.

Василий Киров, ведущий:

Мы знаем, что несколько моментов всё-таки было написано. Это «Старое и новое», «Азовские походы» и много другое. Но потом отношение Льва Толстого к своему герою изменилось. Почему?

Елизавета Алексеева, научный сотрудник Государственного музея Л. Н. Толстого:

Исследователи посчитали, что Толстой написал около 33-х вариантов начала этого романа. Работа шла у него не очень быстро, он готовился и всё внимательно читал. В процессе этой работы Толстой постепенно разочаровывался в фигуре Петра I. Он даже пришёл к такому выводу, что Пётр был оторван от народа, что это жестокий правитель. Толстой как-то говорил, что вся эта эпоха стала ему несимпатична, что он не смог прочувствовать её до конца и близко её понять. Кроме того, он не смог придерживаться принципа художественного историзма. Ему бы пришлось писать полностью исторический роман.

Людмила Ширяева, ведущая:

А вот Алексей Николаевич Толстой как раз смог разгадать загадку Петровской эпохи. Все мы знаем роман «Пётр I». Как пишут критики, «благодаря правильному углу зрения на русскую жизнь». В чём состояла эта «правильность» взгляда на русскую жизнь Алексея Толстого?

Елизавета Алексеева, научный сотрудник Государственного музея Л. Н. Толстого:

Тут, конечно, важна эпоха, когда работал Алексей Толстой над этим романом. Потому что это советское сталинское время. Алексей Николаевич довольно позитивно видит образ Петра I. Он в нём совсем не разочаровывается, как Лев Николаевич. Алексей пишет о том, что фигура Петра была прогрессивной, правильными были и реформы, хоть и проводились они порой силовыми методами. Он пишет об этом с симпатией. Но он, кстати, тоже этот роман не закончил. Правда, по естественным причинам.