В гостях у программы «Утро в Петербурге» Юрий Александров, художественный руководитель и основателя театра Театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России.

Михаил Спичка,ведущий:
В июне Театр «Санкт-Петербургъ Опера» празднует своё 35-летие. Поздравляем. Конечно, отмечать его будут на родной сцене. К круглой дате приурочена премьера оперы «Сначала музыка, а потом слова» Антонио Сальери в постановке народного артиста России, художественного руководителя и основатели театра Юрия Александрова.
Марианна Дьякова,ведущая:
Несомненно, за эти годы Театр «Санкт-Петербургъ Опера» обрёл своё совершенно индивидуальное лицо и верных постоянных зрителей. Как вы сами определяете секрет такого успеха? В чём он, за счёт чего?
Юрий Александров,художественный руководитель и основателя театра Театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
Могут сказать с удовлетворением, что 35 лет неустанной работы дали свои результаты. Сегодня это очень интересный, сильный коллектив, который доказал свою неуязвимость во всех условиях: пандемии, сложных гастролях. Потому что в основе нашего театра лежит труд, большой труд, ибо мы конкурируем с роскошными площадками: три сцены Мариинского театра, Михайловский театр. Мы можем соперничать только за счёт качества.
Михаил Спичка,ведущий:
Кто-то неискушённый в опере, а таких людей, мне кажется, немало, и я из их числа, может сказать: Сальери Моцарта отравил, а театр его оперой отмечает свой юбилей. Но если серьёзно, почему именно Сальери выбрали?
Юрий Александров,художественный руководитель и основателя театра Театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
Наверное, юбилей всегда подразумевает какой-то капустник, какое-то весёлое действие, чтобы не только оценить прошлое, но и подумать о будущем. Я подумал, что, наверное, уместно будет сыграть спектакль. Тем более я всегда на стороне обиженных. Мне кажется, что Сальери гений Пушкина припечатал достаточно сильно. А ведь это был замечательный человек, замечательный педагог, который воспитал Бетховена, Шумана, Листа, который помогал Моцарту. То, что император австрийский сделал конкурс между Моцартом и Сальери, и Сальери победил в этом конкурсе, говорит о том, что у него было мало оснований травить Моцарта. Поэтому я подумал, что может быть на этом мы и сыграем в этот вечер, потому что ни на секунду не останавливали работу, и даже в наш юбилей мы покажем последнее своё детище.
Михаил Спичка,ведущий:
На итальянском языке?
Юрий Александров,художественный руководитель и основателя театра Театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
На итальянском. Но поскольку там много диалогов, я перевёл их на русский язык, поэтому за русские слова отвечаю я.
Марианна Дьякова,ведущая:
Если мы окунёмся в то время, какая была первая постановка 35 лет назад, какая была тогда атмосфера, верилось ли в такой успешной долгий путь?
Юрий Александров,художественный руководитель и основателя театра Театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
Время было ужасное, девяностые годы, когда всё рушилось. Своих первых артистов, которые слетались со всей страны, я называл подранки. Мы их приводили в чувство и делали из них ансамбль, что самое важное в театре. Мы начинали тоже с небольших пьес, это было «Колокольчик» Доницетти. Вот этот жанр камерной комической оперы очень сложный, потому что там надо вышивать, там должна быть микрохирургия режиссуры. В последнее время мы играли крупные постановки «Норма», «Электра». Я побоялся, что мы утратим умение именно к этому жанру. Это послужило причиной появления Сальери. Тем более что мы покажем вторую часть этого спектакля «Директор театра» Моцарта. Публика, сопоставив два этих спектакля, может решить, кто кого должен был травить.
Михаил Спичка,ведущий:
Пишут биографы, которые были знакомы с Сальери, что это был очень милый даже в общении человек?
Юрий Александров,художественный руководитель и основателя театра Театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
Прелестный человек был. Я думаю, что только гений Пушкина мог так доказательно написать эту историю. Там каждое слово — выстрел в этого замечательного человека. Сегодня я – бронежилет Сальери.
Марианна Дьякова,ведущая:
Мы знаем, что к 35-летию будет ещё и выставка костюмов?
Юрий Александров,художественный руководитель и основателя театра Театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
Выставка костюмов, выставка наших наград. Мы вообще театр скромный, но наград у нас очень много. Публика просит, покажите. Поэтому будет выставка наших «Золотых масок», «Золотых софитов» и так далее. Конечно, костюмов, потому что пока у нас не было собственного здания, единственное, чем мы могли выделиться, это роскошные костюмы. Мы в них вкладывали очень много сил.