Мы редко задумываемся, что действительно можно быть великим коллекционером. Это такая вот отсутствующая номинация в мире искусства. Все не исчерпывается деловой хваткой, нужны таланты, отличный вкус, удивительное предвидение того, что когда-нибудь будет классикой. Вот почему коллекции бывают разными и разными бывают коллекционеры. Как антипример — сейчас в Словении догорает скандал, связанный с крупной частной коллекцией. В Народном музее, казалось бы, выставка, не уступающая нашим — Щукину и Морозовым, громкими именами в составе. Ренуар, Ван Гог, Моне, Мондриан, Дега. Причем — всё неизвестные картины, доставшиеся владельцу от дедушки. Вот, например, «Пикассо». Кавычки, потому что выставку отменили, профессионалы признали это все как возмутительный подлог. Редко выпадает удовольствие развлечь вас антиискусством. Просто посмотрите — как бы Кандинский, Малевич, Тулуз-Лотрек, Сезанн, Бэкон. Сейчас все выясняют, как такое могло произойти. Выставку одобрил директор музея — сам коллекционер орденов и мундиров. Это к вопросу о роли личности в истории, истории коллекций.