— Кажется, что колокольчики, особенно, когда они хорошо настроены, чистят атмосферу, они чистят голову, сердце.

Карильон Петропавловского собора. 51 колокол. Тональность каждого Йозеф Виллем Хаазен знает как никто другой: 20 лет назад инструмент воссоздали именно с его помощью. Композитора называют главным карильонистом Петербурга. Маэстро играет вместе со своими учениками из Санкт-Петербургского государственного университета.

ЙОЗЕФ ВИЛЛЕМ ХААЗЕН,бельгийский музыкант, карильонист:
Я предпочитаю оригинальную музыку для карильона. Но мы играем тоже фольклор, потому что надо связаться с публикой, я люблю, когда публика ощущает душу колоколов. Так что мы играем для них, не для себя.

Первый карильон в Россию привез Пётр I из Голландии. В 1756 году во время грозы в собор попала молния, начался сильный пожар. По воспоминаниям, огонь полыхал с такой силой, что расплавленные колокола стекали по стенам. Второй карильон был установлен через два десятилетия и играл до своей старости. Его разобрали в середине XIX века.

ВЕРОНИКА ОЗЕРОВА,корреспондент:
Малиновый звон нового карильона впервые услышали в сентябре 2001-го года.

Такое ягодное название колокольный звон получил от бельгийского города Мехелен, по-французски Малин — столицы карильонной музыки. Йозеф утверждает: петербургский инструмент — лучший по звучанию во всей Европе.

— Вот это эстетично, хорошо звучит!

Диапазон карильона — четыре октавы. Принцип игры схож с фортепиано. Только вместо плавных движений кистью — удары кулаком. Силой нажатия можно менять интенсивность звука.

— Мой первый концерт!
— Да!

Общий вес музыкального инструмента — 28 тонн. Самые высокие его ноты — небольшие колокольчики под самым шпилем — весят около 10 килограммов.

ВЕРОНИКА ОЗЕРОВА,корреспондент:
Это самый большой колокол карильона — он весит больше трёх тонн. Студенты в шутку называют его юбкой бельгийской королевы Фабиолы — именно она пожертвовала средства на его покупку.

Петербург ежегодно принимает карильонный фестиваль. В этом году он стал юбилейным. На протяжении двух недель лета музыканты давали ежедневные концерты и собирали по вечерам на площади сотни слушателей. Играют на инструменте и вне фестиваля.

АЛЕКСАНДРА КАПИНОС,карильонист:
Карильон играет на протяжении всего года, каждое воскресенье, без исключений. В зимнее время — с 3 до 4. В летнее — с 5 до 6. Кроме того, мы играем пасхальный концерт и рождественский.

Кариольонисты называют музыкальный инструмент в Петропавловском соборе «сердцем города, которое поёт» и во время игры открывают окна — чтобы Северная столица отчётливо слышала «биение» этого механизма.