Почему активисты собирают подписи в защиту уволенных фельдшеров,  и не являются ли сами «небрежные» врачи жертвами обстоятельств – выясняла Елена Болдышева.

Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, безусловно, главным скандалом этой недели стала история, которая попала в интернет. Видео с камер наружного наблюдения, которые зафиксировали, мягко говоря, "небрежное" отношение врачей скорой помощи к транспортируемому до машины пациенту. "По факту выявленных должностных нарушений в работе бригады скорой помощи, на руководителя подстанции наложено дисциплинарное взыскание", – заявил главврач государственного учреждения "Городская станция скорой медицинской помощи" Алексей Бойков. Но с другой стороны, может быть, подойти к этой истории не с позиции "во всем виноваты врачи!" И точка. Накажем их – и решим все вопросы. Мне лично кажется, что данный инцидент – это лишь следствие того, что реформа системы отечественной медицины идет не совсем правильно.

Причины гораздо глубже. Наш специальный корреспондент Елена Болдышева пыталась понять эти причины».

Фельдшеры 11 подстанции скорой помощи Санкт-Петербурга не знали, что обычный вызов прославит их на всю страну. Знаменитыми они стали благодаря камере видеонаблюдения, установленной в парадной дома № 5 по улице Кржижановского. Кадры показали на всех телеканалах. Вот фельдшеры входят в парадную без чемоданчика. Затем появляются с пациентом. Тащат его за руки и за ноги. Укладывают больного на лестницу, потом оставляют на асфальте. Чтобы привести в чувство, бьют тряпкой. В конце фильма мужчину заталкивают в «скорую». Кадры разместила в интернете соседка Дениса Колпикова. Он третий герой видео. Тот, что был без сознания.

Анастасия Митриченко, соседка Дениса Колпикова, пациента "скорой": «Либо друзья его избили. У нас посторонние в парадную попасть не могут. Сидит вахтер».

Консьержка на странный способ переноса больного внимания не обратила.

Валентина Блинова, вахтер: «Почему молодой человек на лестнице лежал? Я не знаю. Вот этого я не знаю».

Пациента доставили в реанимацию Александровской больницы, где у него обнаружили травму головы. Потом в интернете начнется путаница, дескать врачи избили. Хотя, по словам соседей, драка случилась задолго до приезда «скорой». Родственников Дениса запись привела в шок.

Ольга Колпикова, жена Дениса Колпикова, пациента «скорой»: «Он вышел курить, стоял с ребятами с 6-го этажа. Его ночью забирают соседи вызвали скорую. Он был избит».

В тот день молодой человек медиков не ждал. Он вышел из квартиры около пяти вечера. Соседи его видели. Ночью мужчина оказался лежащим у лифта без сознания. С кем он подрался, устанавливает следствие. Тем временем, в интернете разгорелись споры. Кто больше пострадал — пациент или медики?

Анастасия Митриченко, соседка Дениса Колпикова: «В комментариях меня поразило, что все защищают бригад, что они его нормально по-человечески затащили. Он не в самом лучшем свете выставлен. Писали, что он наркоман, алкоголик. Я могу сказать сразу, что он никакой не наркоман».

Александр Бойков, главный врач «Скорой помощи» Санкт-Петербурга: «У пациента в крови обнаружили 3,1 промилле. Это тяжелая степень алкогольного опьянения».

Достичь этого состояния можно после литра крепкого спиртного. Но даже такого клиента нужно доставлять по инструкции. Пункт 2.23 должностных обязанностей фельдшера скорой помощи:
"2.23. Правильно оценить тяжесть состояния больного и выбрать приемлемый для него способ переноски и транспортировки. Переноска больных на носилках расценивается как вид медицинской помощи". Коридоры и лифт позволяли перенести пациента на носилках.

Ольга Колпикова, жена: «Я выпью бокал шампанского, меня ударят по голове, будет черепно-мозговая, и ко мне вот так же приедут? Да?»

Через три дня Дениса Колпикова перевели в общую палату.

Денис Колпиков, пострадавший: «Так плохо. Вообще ничего не помню».

Сегодня состояние пациента удовлетворительное. Его спасители, фельдшеры Наталья и Николай –  уволены. С прессой на контакт они не идут. Это страница Николая Савченко. Бывший морпех. Закончил медучилище. Занимается спортом. В людях ценит доброту и честность.

Александр Бойков, главный врач «Скорой помощи» Санкт-Петербурга: «Я хочу принести извинения за действия сотрудников. За нарушение этики. По статистике городской станции "скорой помощи" приблизительно 20% пациентов находятся в алкогольном опьянении. На сегодняшний день, мы доставляем в крупные стационары таких пациентов. А фактически, крупные стационары вынуждены работать, как вытрезвители».

Вытрезвители ликвидировали в 2011 году. После этого носильщиками пьяниц стали врачи.

Ольга Казанская, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Мы будем обращаться в Национальную медицинскую палату, в Министерство здравоохранения для того, чтобы либо эта функция выведена за рамки здравоохранения, либо ей, по крайней мере, был придан платный характер. Мы считаем, что здесь должна быть и определенная общественная оценка».

Платная «скорая» нынче стоит, как ужин в дорогом ресторане. В среднем шесть с половиной тысяч рублей. Кстати, многие медики совмещают работу на городской и частной неотложке. В коммерческих службах состав бригады больше. Да и клиенты спокойнее. Ведь случаи нападения на врачей — не редкость.

Елена Болдышева, корреспондент: «Штат городской "скорой" на три четверти состоит из женщин. Как они справляются с неадекватными пациентами, в том числе, алкоголиками и наркоманами? Статистика невеселая. В прошлом году официально зарегистрировано 70 нападений на медиков. Но это официально. Проблема обострилась после выхода 388 приказа, тогда из "скорой" стали уходить санитары. Бригады сократились до двух человек».

Многие считают, что происходящее сегодня в "скорой" – это результат работы по новым правилам. Хотя национальная медицинская палата была против этого. Врачи говорили, что в 388 приказе не указано, какие случаи представляют угрозу для пациента, жаловались на сокращение бригад и невозможность доставки пациентов в ближайшую больницу. В столице тогда даже прошли митинги. На днях петербургские медики написали петицию в Минздрав. Они требуют честного расследования ночного вызова. Врачи сообщают, что «карета скорой помощи не была укомплектована носилками», да и состав бригады не позволял транспортировать пациента на носилках, который, кстати, несколько раз просил фельдшеров «сбегать за пивком». Сегодня под петицией подписались около 3,5 тысяч человек.