Юрий Зинчук и Вадим Владимиров посетили один из сетевых магазинов Петербурга, чтобы выяснить, возможно ли на 1000 рублей прокормить семью из четырех человек.

Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, а теперь давайте посмотрим, что происходит с ценами в магазинах. Один из самых, мне кажется, насущных вопросов сегодня.

На самом деле те процессы, которые сейчас происходят с ценами не столь однозначны. Они не ограничиваются только паническим – цены безудержно растут вверх, а покупательские возможности безнадежно падают в бездну. Нет. все гораздо сложнее. И не всегда только ритейлеры виноваты в этих проблемах. Иногда и мы –  покупатели – порождаем ненужный ажиотаж. И иногда наше незнание дает повод для изобретения различных хитростей, которые используют, чтобы заставить платить нас больше. А ведь этого можно избежать. Как? Давайте обратимся к одному из самых компетентных специалистов в этой области. Области математики роста и сдерживания цен. Я имею в виду руководителя петербургского Управления Федеральной антимонопольной службы Владимира Александрова. Иногда говорят – цены растут. Кошмар: куда ФАС смотрит? Вот мы и решили пойти и посмотреть, куда ФАС смотрит.

Вадим Валерьевич, здравствуйте! Большое спасибо, что согласились дать нам интервью. Давайте  разговор построим следующим образом. У меня есть 1000 рублей. Средний чек продовольственной корзины для семьи из четырех человек. Попробуем на эту тысячу накупить необходимый набор продуктов».

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Давайте попытаемся».

Юрий Зинчук, ведущий: «Первый вопрос: а вы-то сами часто ходите в магазин?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Иногда. Вообще, у меня жена ходит в магазин. Говорит, выросли цены. Ощутимо на многие продукты питания».

Юрий Зинчук, ведущий:  «Супруга-то вам высказывает вам?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Она говорит: "Куда же смотрит ФАС"?»

Юрий Зинчук, ведущий:  «Помидоры нам нужны?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Здесь видите –  хитрость. На ценнике – 69 рублей. Вроде немного. А потом смотрим – а это за 250 г. Умножаем на 4 – 280 рублей. А вот еще есть томаты. 100 рублей».

Юрий Зинчук, ведущий: «Часто упрекают именно сетевиков в том, что они повышают цены. Насколько такие упреки оправданы?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Когда пошел рост цен на гречу, мы проверили всю цепочку от производителей до сетевых магазинов. Выяснили, что в данном конкретном вопросе в росте цен на гречу ритейлеры не виноваты».

Юрий Зинчук, ведущий: «Перед тем, как пойти к гречке, я бы хотел посмотреть огурцы. Помните мем – «золотые огурцы» за 300 рублей?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Здесь тоже не без хитростей. Вроде бы 159 за огурцы фасованные, а мелким-мелким – за 600 г. Получается почти 300 рублей. Наши местные»

Юрий Зинчук, ведущий: «Объясните мне эффект тех золотых огурцов за 300 рублей. Насколько здесь проявляется цинизм и жажда наживы?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Мы с сентября 2014 года живем в особой экономической ситуации. Некоторые оптовые продавцы повышали цены совершенно необоснованно. Но всегда был выход. В связи с тем, что государство не стало вводить замораживание цен, не стало регулировать рынок жесткими нормативными мерами, у нас дефицита не было. И огурцы за 300 рублей не были монопольными. Всегда можно было найти альтернативу».

Юрий Зинчук, ведущий: «Что дальше пойдем покупать?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу:  «Надо капусту посмотреть. Капуста белокочанная. 50 рублей. Это много. На улице  я сегодня видел 30 – 40».

Юрий Зинчук, ведущий:  «Давайте простым языком для среднестатистических покупателей: в чем причина взлета цен?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Первое – изменение в логистике в связи с санкциями и антисанкциями.  Второй момент: падение курса рубля, потому что даже отечественный производитель на большинстве товаров так или иначе с курсом рубля связан. Удобрения, запчасти для техники. Третий момент – изменение кредитной политики. Ставка высокая, любой производитель, поставщик, торговая сеть учитывают это в своей повседневной деятельности. Пармезан. Изготовлен в Санкт-Петербурге. Его не будем брать. Иначе семья из четырех человек нас не поймет. Голландский твёрдый сыр. Производитель – Республика Мордовия. Давайте его возьмем. Колбасы. Не знаю, как вы, я предпочитаю "Докторскую". Красная икра – идём мимо».

Юрий Зинчук, ведущий: «Рыба-то почему растёт?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «У нас плохо с рыбой в отечестве. Рыбопромысловая промышленность, к сожалению, заражена картелями и картельными сговорами? Два года назад ФАС раскрыла ряд картелей. Непростая отрасль».

Юрий Зинчук, ведущий: «Греча!»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «900 г.  – 50 рублей. Это нормально, недорого. Очень часто приходят заявления: в одном магазине такой-то продукт стоит 50 рублей, в другом – 200. Надо идти и голосовать кошельком за того продавца и за того производителя, который ставит меньшую цену».

Юрий Зинчук, ведущий: «Почему нельзя было Правительству принять решение заморозить цены?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Это привело бы к тотальному дефициту и резкому снижению качества. Прямое государственное регулирование цен приводит к дефициту. Всегда. Это законы экономики. Недавняя инициатива руководителей ряда торговых сетей, которые вышли с предложением установить уровень, может, это шаг в верном направлении.

Юрий Зинчук, ведущий: «Вы их поддержите?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Любые соглашения конкурентов могут нарушить антимонопольное законодательство.  В данном случае речь не идет о картельном сговоре. Речь идет о том, что они все на социально значимые продукты по-своему устанавливают цены. Они не устанавливают общую цену для чего-либо. Курицу купим. Тушка охлажденная. 135 рублей килограмм. Я думаю, что пик роста цен пройден. Думаю, что пройден. Думаю, на овощи мы увидим снижение в ближайшем месяце. На основные продукты мы фиксируем остановку: на сахар, на курицу. Тенденция устойчивая»

Юрий Зинчук, ведущий: «На кассу? Ваш прогноз?

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «1450»

Юрий Зинчук, ведущий: «1000!»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Хорошо».

Юрий Зинчук, ведущий: «1239 рублей 34 копейки. Я проиграл. Честно говоря, я думал масштабы бедствия будут больше».

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Опытная мамаша сразу бы сказала: что ж вы фруктов ребенку не купили?»

Юрий Зинчук, ведущий: «И последний вопрос: что сейчас нужно сделать для того, чтобы мы прошли пик и хуже уже не было?»

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Покупателям не волноваться, не паниковать, не делать многотонных запасов гречки, соли, спичек и керосина. Всем участникам, выражаясь биологическими терминами, этой пищевой цепочки проявить социальную ответственность».

Юрий Зинчук, ведущий: «Всем: и производителям, и оптовикам, и ритейлерам – мы должны этот вопрос решать вместе».