Главное отличие российской рекламы от европейской — позитивные образы вместо шока и провокации. Главный принцип – не навреди. О специфике жанра рассказывает Евгения Альтфельд.
Юрий Зинчук, ведущий: «На этой неделе в России отмечают День работников рекламы — неофициальный профессиональный праздник всех тех, кто так или иначе связан с рекламным бизнесом в нашей стране. Но мы поговорим сейчас не о коммерческой, а о социальной рекламе. Она сейчас в наше сложное и порой жестокое время является очень востребованным жанром. Только в Петербурге идут государственные рекламные кампании по 17 направлениям. Например, здоровый образ жизни, борьба с наркотиками, семейные ценности, уважение к старшим и далее-далее по списку. Особенности российской социальной рекламы – позитивные образы вместо шока и провокации, как это принято в Европе. Главный принцип – как в медицине — не навреди. Ведь некоторые агрессивные ролики могут иметь абсолютно обратный результат.
Чему учила петербуржцев социальная реклама 18 века, что требовала в 20-м и к чему призывает в 21-м? Об этом в репортаже Евгении Альтфельд».
Родному сыну Татьяны было полтора года, когда они с мужем решили приютить 2-летнего мальчика на время болезни его родной мамы. Суть программы — временная приемная семья вместо детского дома. Такую инновационную социальную идею продвигает социальная реклама организации «Партнерство каждому ребенку». Ладони, которые возвращают птенца в гнездо.
Татьяна Волгаева, участница программы «Обратно к маме»: «Пришел он в таком состоянии, не ни ходить сам не мог, ни кушать».
Татьяне ближе детские темы, но поток социальной рекламы она предлагает дополнить еще одной.
Татьяна Волгаева, участница программы «Обратно к маме»: «Есть еще одна тема, о которой не любят говорить – бездомные».
Социальная реклама Петербурга в 2016 году наставляет: следите за детьми, убирайте за собаками, соблюдайте дорожный этикет. А вот, судя по рисункам 17 века, на Руси проблема была одна — беспробудное пьянство. Этот древний жанр называется «назидательный лубок», берестяное творчество на злобу дня.
Трезвый образ жизни волновал россиян и позже. На вечную тему творили великие художники: Врyбeль, Кyстoдиeв, Бaкст. Советский агит-плакат расширил социальную тематику, воспевая труд и прочие пролетарские ценности. В 21 веке эти образы, знакомые россиянам с детства, стали настоящим трендом. Вот и мы решили снять свою версию социального ролика в духе советской агитки. Тема актуальная — переселение офисного планктона на фабрики и заводы.
Над образом «у вашего ангела нет крыльев» по заказу Комитета по печати работали лучшие рекламщики города. Тема оказалась одной из самых острых – число выпавших из окон детей в Петербурге стало рекордным по стране.
Ирина Матияк, креативный директор агентства: «Это было очень актуально, начало лета, москитные сетки. Пропускаешь через себя — получается быстро».
Социальная реклама обретает новые формы, хотя темы не меняются со времен назидательного лубка. Многим запомнилась акция в Instagram – популярный блог Луизы Деланж, который пестрил фотографиями шикарной жизни. Профиль казался настоящим, никто не знал, что это эксперимент. Авторы хотели проверить, заметит ли хоть один подписчик, что у звезды социальных сетей серьезные проблемы с алкоголем. На каждом снимке — бокал. Мораль — присмотритесь к фотографиям, которые выкладывают в сеть ваши родные и друзья.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Социальная реклама стала настолько востребована, что уже и коммерческие структуры используют этот жанр для продвижения своих продуктов».
Участники петербургской рекламной выставки в Экспофоруме предлагают перевести компании по продвижению правильных идей в формат 3D. Тот же ангел, не умеющий летать, мог бы стать объемной фигуркой, а рядом с памятниками архитектуры могли бы появиться их миниатюрные 3D-копии – для слабовидящих людей.
Режиссер социальной рекламы Михаил Смирнов сделал несколько роликов о вреде наркотиков, которые получили престижные призы. Но сам жанр режиссеру кажется не эффективным. За несколько секунд вызвать у человека сочувствие и глубокое понимание проблемы не возможно.
Михаил Смиронов, режиссер социальной рекламы: «В моду должны входить какие-то социальные идеи. Транслироваться в кино. То есть человек приходит смотреть фильм, который ему понравится, и на подкорке у него откладываются идеи, как нужно правильно себя вести. Владимиру Мединскому послание».
Будущие профессиональные режиссеры – студенты института Кино и Телевидения – по заданию преподавателя снимают социальный ролик на больную тему — зависимость от гаджетов. 40 секунд — история сына и отца, который так похож на многих из нас.
Рекламная компания прошлого года — «Передышка» запомнилась неординарным ходом. Цитаты реальных родителей детей инвалидов, которые благодаря программе общественной организации, впервые за много лет сходили в Эрмитаж, оставив с ребенком бесплатную профессиональную няню. КПД этих плакатов превзошел все ожидания. Чисто пожертвований фонду через СМС выросло в 200 раз. Только вот эффект был недолгим. По словам маркетолога Бориса Григорьева, подход к размещению социальной рекламы должен подчиняться строгим законам восприятия.
Борис Григорьев, маркетолог: «Есть одна тема, и она долго висит и обсуждается. Потом она закончилась и пошла другая тема. Как можно вперемешку? Иди, читай, не гуляй, не прыгай из окна и этого никто не понимает. Есть понятие частотности в рекламе — человек только с шестого раза понимает, о чем речь».
Об эффективности социальной рекламы спорят по всему миру. Но сами авторы плакатов и роликов считают — если хотя бы один человек изменит свое отношение к этому миру — они работали не зря.