Дореволюционные вокзалы и станции, построенные по индивидуальным архитектурным планам, оказались не нужны РЖД. Репортаж Павла Никифорова.
С начала 90-х по всей России были уничтожены сотни дореволюционных вокзалов на пригородных линиях. А те, что не снесли стоят заколоченным, либо давно сменили свою функцию. Мы решили отыскать подобные станции в Петербурге и его окрестностях, чтобы успеть зафиксировать их на видео. Ведь по тем вокзалам, что успели снести, можно составить целую магистраль, которую мы потеряли.
С гатчинским краеведом и редактором журнала «Вокзал» Даниилом Монаховым мы встретились в Мариенбурге, у одноименной железнодорожной станции. Даниил один из тех, кто пытается спасти старинные вокзалы в окрестностях и первый, кто фиксирует их снос. На этом остановочном пункте стоит и деревянный вокзал последней четверти 19 века. Из всего здания работает только крошечный зал ожидания и единственное окошко с кассами. Каким-то чудом сохранились и оригинальный открытый потолок без чердака, и необычные для пригородных вокзалов витражные окна.
Даниил Монахов, краевед: «Но если посмотреть на открытки 19 века или начала 20-го, то, конечно, он смотрелся тогда эффектней. Там были еще различные кованые украшения, часть декора пропала.».
Павел Никифоров, корреспондент: «Но историческую ценность несёт не только деревянный вокзал 19 века, но и послевоенная платформа, которая стоит на рельсах. На одном из фрагментов мы нашли окисленные и заржавевшие буквы и цифры. Тут написан материал: сталь. Это, судя по всему, год создания: 1905. А эти буквы – аббревиатура завода, видимо».
Причём платформа и рельсы, на которых она лежит, уже в скором времени будут демонтированы. По крайней мере, по всей Гатчинской линии подобные платформы уже заменили на современные. А дореволюционные штампы – процарапанные монетой – останутся только на этом видео. На севере города у станции «Горская» стоит еще один деревянный вокзал самого конца 19 века. С действующем шиномонтажом внутри. Проржавевший фонарь, старый громкоговоритель, забитые двери и окна, открытая платформа без козырька по соседству и работающий шиномонтаж в здании неработающего вокзала.
Даниил Монахов, краевед: «Это один из немногих уцелевших деревянных вокзалов, может быть даже единственный сохранившийся деревянный вокзал в России конца 19 века на Варшавской железной дороге. И даже этот уцелевший фрагмент представляет собой большую историческую ценность. В Ленобласти и до Латвии — это точно последний вокзал».
Это про вокзал станции «Сиверская», от которого остался только один корпус из целого ансамбля. Через пути от него стоит относительно современное здание ЖД-касс и именно оно используется РЖД. В историческом же здании середины 19 века находится магазин с незамысловатым названием «Лакомка». На фасаде с советских времен сохранился нарисованный от руки предупреждающий плакат. Над ним на отметке без пятнадцати семь застыли привокзальные часы. А у самых рельс чудом спаслась гранитная кромка старой наземной платформы. Настоящая машина времени, не меньше. Жаль, что железнодорожникам она оказалась не нужна.
Павел Никифоров: «С деревянным вокзалом "Тарховка" на противоположной стороне города история ещё запутанней. Это здание в 30-х годах перенесли из Лисьего носа. Там же, по одной из версий, с середины 19 века оно служило Александро-Невской церковью. История Ленинграда знает множество примеров, когда, снеся звонницу и купола с крестами, церковь превращалась в обычное здание и продолжало служить уже в совсем другом качестве. Например, в качестве вокзала Сестрорецкого направления Октябрьской железной дороги.
С вокзалом «Тарховка» история, правда, запутанная. В 2014-м РЖД продала право сноса вокзала для строительства на его месте торгового центра с кассами внутри. Но когда на защиту вокзала-храма встали местные жители, работы по сносу сначала были остановлены, а теперь уничтожать историческое здание железные дороги и вовсе передумали. Может быть, самый необычный в силу своего прошлого вокзал Петербурга пока стоит. А вот деревья рядом с ним падают. И кто кого держит уже не очень ясно.
Из Сестрорецка отправляемся в Сергиево, под Стрельну. Исторический район Володарский.
А ведь этот вокзал в «русском стиле» построен придворным архитектором Николаем Бенуа. Этим зданием гордиться надо, а в его заколоченных окнах зияет дыра. Из асфальта пробивается культурный слой — барьеры для карет. А их снова упрямо закатывают в асфальт. Но и это не всё.
Павел Никифоров: «Это даже не за гранью разума, а уже за гранью абсурда. Лестница есть, есть даже перила, а вот подняться по ней и выйти на платформу просто невозможно».
Это памятник. Как и все станции, что были показаны в этом сюжете. Дореволюционные, построенные по индивидуальным архитектурным планам, с невероятной историей. И ненужные РЖД. Вместо касс в них шиномонтаж, вместо зала ожидания — продуктовый магазин. А вместо входа — забитая дверь. И, видимо, это всех устраивает.