В ночь на 15 ноября по подозрению в получении взятки в особо крупном размере задержан министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. А утром 16 ноября в своей московской квартире арестован бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян. Его подозревают в мошенничестве при строительстве стадиона на Крестовском. Что это – начало масштабного наступления на коррупцию или передел сфер влияния между политическими элитами? Разбирался Антон Цуман.
Юрий Зинчук, ведущий: «Но начинаем мы, конечно же, с самого громкого и резонансного события последних дней. Для многих это был шок. Я имею в виду серию скандальных задержаний высокопставленных чиновников в Москве и Петербурге. У любой системы всегда есть какие-то правила, ориентиры, которых принято придерживаться. Причём эти правила нигде не прописаны, они существуют незримо, но от этого не менее жёстко, если бы они были представлены в виде закона – их всегда соблюдают. Ну, например. Одно из таких правил – не было принято в нашей стране до последнего времени такой традиции, как задерживать государственных чиновников в ранге министра федерального уровня. Последний такой случай был в 1953 году, когда был арестован первый заместитель Председателя Совета Министров СССР и глава МВД в одном лице Лаврентий Павлович Берия. И вот на этой неделе после скандала с Улюкаевым эта традиция была нарушена. А буквально через день – новая сенсация. Задержан бывший вице-губернатор второго города страны.
Что означает всё это? Клана неприкасаемых больше нет? Или это начало масштабного наступления на коррупцию. Или же это передел сфер влияния между политическими элитами? Или просто комплексная работа силовых структур? А может быть всё вместе взятое и есть объяснение причин произошедшего? Не знаю. Антон Цуман изложит ряд фактов, которые помогут хотя бы отчасти найти ответ на этот вопрос».
Здесь, в Смольнинском районном суде, сегодня решалась судьба бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Марата Оганесяна. Рассматривалось ходатайство об его аресте. Весьма символично, что заседание проходило совсем неподалеку от Смольного – его прежнего места работы. Бывший вице-губернатор обвиняется в крупном хищении средств, выделенных на строительство стадиона на Крестовском.
Сергей Капитонов, старший помощник руководителя СК РФ по Санкт-Петербургу по взаимодействию со СМИ: «По версии следствия, Оганесян, осуществляя курирование строительства стадиона, обеспечил незаконное привлечение акционерного общества ТДМ в качестве субподрядчика. В последующем он организовал перечисление в пользу данного общества аванса в сумме более 50 миллионов рублей, которые были похищены через фирмы-однодневнки».
Следователи сработали оперативно. В среду утром в подмосковном доме Оганесяна был проведен обыск, а вечером того же дня бывшего вице-губернатора этапировали на допрос в Петербург. На суде выглядел отрешенно, на вопросы журналистов не отвечал и прятал лицо от камер под капюшоном пуховика, словно зная, что его ждет. Даже жалобы на плохое самочувствие и вызванная в зал скорая помощь не смягчили решение судьи — ближайшие два месяца бывший вице-губернатор проведет в СИЗО.
Марат Оганесян возглавил строительный блок в городском правительстве в 2013 году. Назначение человека близкого к строительному бизнесу было неслучайным. В свое время Оганесян успешно курировал реконструкцию Большого театра и второй сцены Мариинки. Поэтому главной задачей его назначения стало, наконец достроить стадион на Крестовском.
Марат Оганесян, вице-губернатор Санкт-Петербурга 2013–2015 гг. «Уверен, что этот проект удастся реализовать. Уверен, что сроки окончания строительства – 2016 г. – переносить не будем. Город занимается этой проблемой, она будет решена, у меня есть большой опыт кризисного управления такими объектами. Надеюсь, что благодаря моему избранию вице-губернатором, этот вопрос будет решен. Уверен в этом».
Эту задачу он выполнить не успел – в прошлом году подал в отставку и стал топ-менеджером крупного московского банка. И вот теперь открылись новые подробности деятельности на посту вице-губернатора. В СМИ довольно часто обсуждают увеличение стоимости строительства стадиона и при этом гораздо меньше говорят о количестве возбужденных уголовных дел. Контроль следственных органов усиливается и вот лишь краткая хроника событий.
2007 год. Компания «Старый город» завысила стоимость свайных работ на 145 миллионов рублей. Выяснить это удалось лишь пять лет спустя. По результатам проверки счетной палаты нарушения составили значительно большую сумму — почти 500 миллионов. Глава компании Дмитрий Коршунов получил условный срок.
2011 год. На стадион пришел новый подрядчик – «Трансстрой», аффилированный со структурами Олега Дерипаски. Стоимость строительства стадиона выросла с 19 миллиардов до 40. А контрольно-счетная комиссия обнаружила испорченные от хранения под открытым небом 63 тысячи кресел на общую сумму 300 миллионов рублей.
2015 год. Компания «Стройэлектромонтаж №5» Василия Сливкина затратила на закупку освещения стадиона по документам 101 миллион рублей, а фактически, по оценкам экспертов — всего 27. Куда делись ещё 74 миллиона, следствие всё ещё устанавливает.
Июль 2016. В офисах компании ТДМ, которая должна была поставить для стадиона тележки кровли, ходовые рельсы и видеотабло, прошли обыски. Аванс в 148 миллионов рублей был выплачен, но значительная его часть, говоря сухим языком протокола, была израсходована не по назначению. Тогда обвинений никому не предъявили.
И вот новый виток истории. Но как уже заметили многие, задержание Оганесяна состоялась буквально через 24 часа после ареста главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева. И главный вопрос, волнующий сейчас экспертов — что это было? Случайное совпадение или звенья одной цепи — большой антикоррупционной кампании, негласно объявленной центром?
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития: «Каждую осень последние три года у нас идёт череда громких дел. Сначала Министерство обороны, в прошлом году осенью – посадка нескольких губернаторов, в этот раз – несколько регионов и в том числе министр экономического развития. Мне кажется, это разные дела, но по очень серьёзным для страны болевым точкам».
Задержанный с поличным министр — явление в новейшей истории России уникальное. Показательно, что, ещё в июне прошлого года в интервью британскому журналисту Алексей Улюкаев называл коррупцию вызовом для российской экономики и даже предлагал пути решения.
Временно исполняющим обязанности министра назначен Евгений Елин. Личность очень известная в кругах петербургской политической элиты. С 2010 по 2012 год он возглавлял петербургский Комитет экономического развития и торговли и делал ставку на внедрение инноваций в производство. И если Елин возглавит министерство на постоянной основе, несложно предположить, куда может развернуться вектор российской экономики.
События этой недели сейчас в условиях экономического кризиса и затягивания поясов прозвучали как четкий сигнал — экономические преступления никто никому прощать не собирается. А значит, «неприкасаемых» и «своих» нет. И не будет.
Николай Межевич, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ: «Когда есть безграничные ресурсы – нефть по 110$ – 10 млрд. туда, 10 млрд. сюда – это не так страшно, не так проблемно. Сейчас так или иначе власть ищет: а куда делись деньги? Где они были расходованы неэффективно. А у нас они не то, что неэффективно израсходованы – они просто украдены».
Если сложить изъятые средства только некоторых фигурантов крупных коррупционных дел последних лет — включая Гайзера, Хорошавина, полковника МВД Захарченко, получится внушительная цифра в 11 миллиардов рублей. Применительно к городскому бюджету, этой суммы хватит, чтобы целый год оплачивать труд всех учителей и воспитателей такого мегаполиса как Санкт-Петербург.