17 февраля ровно сто лет назад началась забастовка на Путиловском заводе. В условиях военного времени стачка приравнивалась к саботажу и жестоко подавлялась. 22 февраля Путиловский завод закрыли, десятки тысяч рабочих оказались на улице. Репортаж Артура Ходырева.
Февраль 1917 года в памяти российского обывателя – дата второстепенная. Великая революция в Россия одна – октябрьская. Впрочем, спустя 100 лет последнюю принято считать государственным переворотом.
Сергей Спиридонов, старший научный сортудник Государственного музея политической истории России: «На протяжении всего периода советской власти Октябрь подавался как чуть ли не главное событие в истории всего человечества. У нас был культ Великой Октябрьской социалистической революции».
Не вспоминали о февральской революции из политических соображений. Она, действительно, получилась народной. Социал-демократы, эсеры, меньшевики и большевики не играли в ее организации никакой роли. Все нужные условия для недовольства народа были созданы обстоятельствами и ошибками власти.
Сергей Спиридонов: «Случился кризис с подвозом продовольствия. Усталость от войны. Более того, Петроград был наполнен беженцами с западных границ Империи. Они ухудшали общий социальный климат в городе. И в эти же дни в городе случилась оттепель».
В тот год в явной оппозиции к царю были депутаты. Все недовольные без всякой агитации решили передать власть законодателям. Впрочем, ключевым событием тех дней стало предательство войск. Волынский полк состоял из новобранцев, отчаянно не желавших идти на войну. В результате ссоры они убили своего командира. Назад пути не было.
Сергей Спиридонов: «Фотопортрет Тимофея Кирпичникова, который возглавил восстание солдат. Потом он получил Георгиевский крест от генерала Корнилова. Остальные солдаты Волынского полка получили нагрудные памятные знаки. Позже даже была выпущена открытка.
Гвардия – волынский полк, первый поднявший знамя революции».
На восстание в итоге они подняли весть 200-тысячный гарнизон Петрограда. Восторженно на улицах города и у Думы их встречали рабочие заводов. В центре событий, как и в 1905 году, оказался Путиловский завод.
Игорь Саврасов, директор музея истории и техники Кировского Завода: «Мы находимся возле самого старого здания на нашем заводе. Здание постройки 1911 года. Оно строилось как центральная заводская лаборатория. Оно находилось рядом с цехом – лафетно-штамповочным, в котором и зарождалось стачечное движение. Численность завода была 29 300 человек. Это без учета персонала Путиловской верфи, которая нынче завод Северная верфь. Это еще пару тысяч человек».
В газетах тех дней, которые хранятся в музее политической истории России, почти нет упоминаний о том, что происходило в городе. В печати реклама, сводки с фронта. Ближе к марту – агитационные объявления.
Зато в музее Кировского завода сохранился большой фотоархив тех лет. Среди фотографий митингующих есть, как фото разгона первых демонстраций, так и оригинал приказа о начале забастовки.
Свергали власть рабочие и солдаты вместе. Сопротивление им почти никто не оказывал. Народной милиции и казаков, лояльных монархии, в городе было всего 6 тысяч человек. Все закончилось спустя 2 недели. 3 марта.
Артур Ходырев, корреспондент: «Депутат Караулов явился в думу и сообщил, что государь Николай II отрекся от престола в пользу Михаила Александровича. Имеется ввиду брат царя. Михаил Александрович, в свою очередь, отрекся от престола в пользу народа. В думе происходят грандиознейшие митинги и овации. Восторг не поддается описанию. Со второго раза народ взял власть в свои руки. Страной отныне руководит временное правительство. Но, конечно, имя Ленина уже на слуху».
В Петроград он вернется 4 апреля. Чтобы забрать власть, силу которой временное правительство за восемь месяцев так и не почувствовала. Так показала история.