Каким должен быть закон о меньших братьях? С зоозащитниками и парламентариями общалась Елена Болдышева.
Юрий Зинчук, ведущий: «Закон об ответственном отношении к животным могут рассмотреть во время весенней сессии в Госдуме. О важности этого документа заговорили в конце прошлого года, когда по стране прокатились митинги. Люди требовали призвать к уголовной ответственности хабаровских живодерок. Двух девушек, которые издевались над собаками и выкладывали фото зверств в интернет. Закон о животных Федеральный парламент уже рассматривал в 2011 году. Проект успешно прошел первое чтение. Но дальше дело не сдвинулось. Документ затрагивает все сферы отношения людей и братьев наших меньших. Но вызывает много нареканий у зоозащитников. Споры идут о судьбе звероводства и животноводства. О медицинских экспериментах. И, конечно, о правах домашних и бездомных животных.
Сегодня грань между одним и другим очень тонкая. Часто питомцы оказываются на улице только из-за черствости хозяев. Которые не несут за это ответственности. О плюсах и минусах нового закона в репортаже Елены Болдышевой».
Это кадры отстрела бездомных собак. Жестокость охотники называют словом «работа». Твердят об очистке улиц от заразы. «Диванные» противники зверств изливают душу в форумах. Суды молчат. Единственная статья Уголовного кодекса защищает только домашних питомцев. Да и то, рассматривает их как имущество. Цитата: «Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей».
Весной снова обещают принять закон. Шесть лет он пылится в кабинетах Госдумы. Проект затрагивает пять аспектов отношений животного и человека: животноводство, пушное звероводство, медицинские эксперименты, развлечения (от зоопарков до дрессировки), животные-компаньоны.
За сухими буквами закона — миллионы жизней. Миллионы преданных сердец.
Окраина Петербурга. Невский район. Приют для животных. Сто восемь котов. Сто восемь судеб будто «под копирку». Они знают, что такое дом. И что такое предательство. Не пугайтесь, в клетках их не держат. Это место для еды.
– Уже восемнадцать лет мы занимаемся собаками. Кошками только с 2011 года. Мы не подозревали, что это настолько интеллектуальное существо.
Елена Болдышева, специальный корреспондент: «Сейчас в приюте живут около семисот собак и больше сотни котов. Их нужно не только кормить и убирать за ними, но и жалеть. Правда, чтобы просто приласкать каждого, у одного человека уйдет больше восьми часов».
Здание фонду выделил город. Остальное — забота руководителей Киры Никитиной и Татьяны Шеиной.
Татьяна Шеина, руководитель приюта для животных: «Мы всегда покупаем корм, практически, в долг. У нас эта проблема стоит уже 17 лет. По 980 рублей за мешок 15 кг. Ну, условно, если на каждую собаку, умножьте 700 на тысячу».
В этом приюте животных оставляют жить, пока не найдется новый дом. За годы работы семью обрели 5565 собак и 202 кота. Сотни потеряшек вернули хозяевам. Проект закона о животных считают несовершенным.
Кира Никитина, президент фонда «Приют бездомных собак»: «Чипирование в РФ необязательно, мы добиваемся, в основном, этого. Но опять же есть минус. Нет единой базы. Нет единой базы даже по субъекту РФ».
Минсельхоз предлагает дополнить проект ГОСТами содержания в городе. Последнее — очень важно. В декабре наш телеканал рассказывал историю о сорока собаках, которые жили в 50-ти метровой квартире.
При подготовке закона предлагали создать приюты для передержки. Если за 14 дней зверюшку никто не возьмет – усыпление. Подобную животную "рулетку" частично практикуют в Англии и некоторых американских штатах.
Елена Болдышева, специальный корреспондент: «Памятник "собаке Павлова". Академик, автор труда о высшей нервной деятельности человека. Именно собаки помогли миру узнать об условных рефлексах. О способах победы над зависимостью. После опытов псы жили на даче ученого. Здоровье многих животных было подорвано экспериментами. Братья наши меньшие в прямом смысле положили жизнь на алтарь науки».
Сегодня животные кладут жизнь на алтарь удовольствия живодеров. Хабаровск. Две садистки неделями мучали собак и кошек. Немощные старики отдавали им любимцев, принимая девушек за зоозащитниц. Для извергов в новом проекте есть уголовное наказание. Некоторые статьи изменят и Налоговый кодекс. Для хозяев собак в проекте предусмотрен ежегодный платеж. Около тысячи рублей.
– Йоркширский терьер. Кличка Ричард. Почти десять лет. Несмотря на то, что маленький, он, как все терьеры, имеет бойцовский характер.
Борис Вишневский. Депутат городского парламента. Гулять с Ричардом любит. Пешком ходить привык. Много лет борется за порядок в мире животных.
Борис Вишневский, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «У нас в одной квартире два ротвейлера, не самые приятные в общении собаки, когда случайно сталкиваемся с ними на площадке не очень уютно. Очень много таких собак, которых выводят без намордников, и, при этом, наказания никакого».
Если закон обложит его Ричарда налогом — депутат заплатит.
Борис Вишневский: «Я хочу быть уверен, что на эти деньги будут построены площадки для выгула собак. Я хочу быть уверен, что эти деньги пойдут на решение проблемы с безнадзорными животными».
А депутат Андрей Анохин выходит в рейды с зоозащитниками. Нового закона опасается.
Андрей Анохин, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «И наши кошечки, в том числе, которые могут просто быть уничтожены. Там нет в этом законе полностью расшифровки, что мы понимаем под видом домашнего безнадзорного животного. Поэтому, требует еще детальной проработки закон. Вот, кстати, посмотрите, лаз сделали жильцы».
Зоозащитники пока надеются только на себя. Но мечтают о дне, когда бездомных кошек законодательно признают «общедомовыми». Знают, что многие жители готовы заботиться о них.
В планах заседаний Госдумы принятие закона назначено на апрель. Для братьев наших меньших проект станет единственной защитой. А пока животным остается ждать и верить. Тем более это они умеют лучше многих людей.