13 марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем, оборвала жизнь царя-освободителя. Как сейчас историки оценивают убийство Александра? Материал Виктории Зуевой.
Сегодня на Малой Садовой, 8 ресторан. Милое уютное местечко. И те, кто сейчас аппетитно поедает свой стейк, вряд ли подозревает о том, что 137 лет назад именно здесь шла подготовка к убийству. В подвале дома штаб народовольцев готовил бомбу, чтобы совершить очередное покушение на Александра II.
Андрей Демидов, историк: «В декабре 1880 года двое народовольцев — то есть членов партии "Народная воля" – Анна Якимова и Юрий Богданович, сняли вот в этом здании помещение под сырную лавку, место торговое, поэтому само по себе такое желание не вызвало подозрений, но сыром здесь не торговали».
В подвальном помещении, которое прилагалось к лавке, народовольцы сделали подкоп под Малую Садовую. И в ночь на 13 марта мощная бомба уже была заложена под мостовой.
После шести неудачных попыток, к этому – народовольцы готовились очень тщательно. Передвижения царя узнали досконально. В результате остановились на этом маршруте: каждое воскресенье император ездил на смотр войск в Михайловский манеж – из Зимнего дворца Александр выезжал на Невский проспект, через Малую Садовую поворачивал на Инженерную. После манежа Александр II обычно заезжал к сыну в Аничков дворец, также через Малую Садовую улицу. Однако 13 марта царь внезапно решает изменить маршрут и в Манеж едет по Певческому и Театральному мостам, по набережной реки Мойки, по набережной Екатерининского канала. После манежа Александр II решает пообедать не у сына, а у кузины Елены Павловны, в Михайловском дворце. Обратно в Зимний царь возвращается той же дорогой. Народовольцы были готовы и к такому повороту событий.
Андрей Демидов, историк: «Группа вот этих метальщиков, 4 мужчин, спешно по команде Софьи Перовской, которая после ареста Андрея Желябова руководила покушением, перебежали на Екатерининский канал и встали вдоль парапета, ожидая, когда царь двинется в своем экипаже по набережной».
Когда карета повернула с Инженерной улицы на набережную Екатерининского канала, 19-летний Николай Рысаков бросил первую бомбу под колеса. Карета остановилась, но царя она не задела. Александр решил посмотреть, что случилось. Несколько казаков из его охраны и мирных жителей были ранены.
И это оказалось фатальной ошибкой. Второй метальщик Игнатий Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги Александру.
Виктория Зуева, корреспондент: «Это то самое место последнего покушения на Александра 2. Взрывной волной царя отбросило на землю, и он остался сидеть возле решетки тогда Екатерининского, теперь канала Грибоедова. С множественными ранениями ног и почти без сознания императора увезли в Зимний дворец, где через полтора часа он скончался».
Лариса Шамельян, методист: «Буквально вечером этого же дня место трагедии — вот здесь вот — оно было окружено забором, здесь стоял часовой, люди начали приносить сюда живые цветы, а буквально на следующий день Городская Дума уже обратилась к наследнику престола с просьбой о том, что нужно увековечить память императора».
Сын погибшего императора – Александр III – согласился с идеей увековечить память отца-реформатора, решил, что здесь должна быть церковь. После двух конкурсов, царь, наконец, выбрал проект. Закладка храма произошла 6 октября 1883, а освятили его только 19 августа 1907 года. На создание Спаса на Крови ушло 24 года.