В деревне Новосаратовка под Петербургом есть уникальный и удивительный объект – опоры старого Володарского моста. Как они там оказались, кто их недавно купил и зачем – рассказывает Максим Облендер.
Максим Облендер, корреспондент: «Идеальные декорации для фотосессии. Чудо советского мостостроения, увязшее среди лесов. Сюда, к единственной достопримечательности Новосаратовки, фотографы приезжали бы, наверное, даже чаще, не будь эта территория с недавних пор частной собственностью, а путь до опор моста столь грязным и непролазным».
Триста метров вдоль берега, через кусты и канавы, чтобы при виде бетонной махины открыть рот. Не то запыхавшись, не то от восторга. Он удивлял и при жизни. Для 30-х годов, когда массово строили, а железо было дефицитом, новый мост через Неву из железобетона стал настоящим прорывом. Не только с берега на берег, но и в плане инженерной мысли.
Володарский мост (в народе «Последняя надежда». Из-за самой поздней разводки):
— Пятипролётный металлический, ранее трехпролётный железобетонный.
— Сдан в эксплуатацию в 1936-м году, когда город активно расширялся на юго-восток. Одно из первых воплощений градостроительной концепции Ленинграда.
— Длина одного пролёта старого моста 101 метр, ширина 20 метров.
— Капитально перестроен в 80-х – 90-х из-за осадки конструкций.
— Фермы по воде на понтонах вывезены в Новосаратовку.
Геннадий Богданов, профессор кафедры Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I: «Качество строительных материалов 30-х годов в силу массового строительства было не очень высоким и прочность не высока. Железобетон только начал внедряться, его непростые свойства были недостаточно изучены».
Время опоры не щадило. Трещины, мох, ржавчина – как дополнительные элементы декора для героев нашей фотосессии.
– Интересно, что бы сказал владелец моста, увидев эти фото?
– Да-да, опоры выкупили. Аукцион с начальной стоимостью в один рубль. Три участника. 100 тысяч рублей раз, сто тысяч рублей два, сто тысяч три — продано!
Максим Облендер, корреспондент: «Очевидно, что разбирать или сдавать на металлолом опоры моста новый владелец не будет. Сделать это просто нереально. Общий вес конструкции, только представьте, 4000 тонн. Мало того, что они тяжёлые, так за столько лет они вросли в землю, а вокруг выросли самые настоящие джунгли».
Мы знаем, какие планы у покупателя на опоры моста, но подержим интригу и отправимся к архитекторам. Три участника, вариации на тему второй жизни опор. Полчаса времени. Готово.
Проект «КВЕСТ-ПАРК», автор Олег Манов.
«У опор моста сооружаются дополнительные помещения: музей, арт-галереи, крытые переходы между ними (для работы в зимний период). Детские площадки, кафе и рестораны. Возможен игровой элемент – изучение этого пространства, начисление баллов за прохождение квеста и заданий на территории комплекса».
Проект «ЭКО-ТРОПА», автор Арина Лурье.
«Зелёное пространство вокруг опор превращается в прогулочную зону. Разрабатывается эко-маршрут. Сами конструкции – стержень, на который легко можно нанизывать разные зоны: верёвочный парк, скалодром, квест, лодочная станция, смотровая площадка».
Проект «Мост в прошлое», автор Виктория Дементьева.
«Опоры моста смотровые площадки. Вдоль дуг появляются лестницы. На самом мосту площадь с ретротранспортом и дорожными знаками, кафе и беседками. В пролётах – интерактивное пространство с экстремальными видами спорта».
Владелец легко может взять на вооружение одну из наших идей. Но опоры, похоже, приобретались с конкретной целью.
Андрей Горбань, покупатель опор Володарского моста: «Будет сделано разрешение на обустройство там ресторана, яхт-клуба и спортивной площадки, соответственно, ресторан там устраивать никто не собирается, потому что там жилой район и люди хотят тишины, а все остальное попробуем сделать».
Означает ли это, что мост в привычном виде мы больше не увидим? Он исчезнет, как страна из которой сам он родом? Возможно, но сохранится на фото и даже в кино. Вот по нему идут комсомольцы из картины «Когда песня не кончается».
А вот, попрощавшись с подругой, в трамвай у моста запрыгивает герой трёхсерийного фильма «Сержант милиции».
А это в новом платье на старом мосту фотографируется Наталья. Кстати, можно каждую неделю выбирать новое место для фотосессии – заброшенных образцов Ленинградской архитектуры в городе много. Но можно дать таким местам и новую жизнь. Тогда они станут в буквальном смысле мостами. Из прошлого в будущее.