Кровь, коррупция и миллиарды бюджетных рублей: почему строительство самой большой тюрьмы в Европе окружено скандалами и убийствами? Репортаж Евгения Соловьёва.
Следственный изолятор №1, более известный в народе как Кресты, решили закрыть еще в начале 2000-х. Не только спецучреждение, но еще и памятник архитектуры 19-го века свой ресурс к началу века 21-го исчерпал полностью. В лихие 90-е в «одиночку» набивались по 20 человек. Сидели стоя. Спали по очереди.
Впрочем, очереди есть и сейчас. Например, на свидание с подследственным. Адвокаты не исключение.
Иван Павлов, адвокат: «Приходится стоять, чтобы попасть к своему подзащитному. И не факт, что адвокат, встав в эту очередь, попадет к нему».
Кресты-2 эту проблему сняли бы полностью. Изолятор на 4 тысячи мест близ Колпино начали возводить в 2007-м году. Он должен был стать не только самым большим в Европе, но и самым современным. Лифты, траволаторы, видеокамеры вместо вышек, небьющиеся стекла вместо внутренних решеток в просторных светлых комнатах. Язык не поворачивается назвать их камерами. Стройку показывают журналистам и говорят о скором новоселье узников первых Крестов.
– Первый изолятор, который имеет 8 этажей. Такого не было ни где.
Экскурсию проводит тот самый Олег Коршунов, о чьей отставке сейчас ходатайствует директор Федеральной службы исполнения наказания.
Сроки сдачи постоянно сдвигаются. С 2014-го на 2015-й, потом на 16-й, а потом появляется уголовное дело о растре государственных денег, а потом об убийстве.
2-го марта 2016-го года на Колтушском шоссе в упор расстреляли машину подполковника Чернова. Начальник технадзора и службы эксплуатации УФСИН курировал стройку Крестов в Колпино и, по версии следствия, был убит за то, что отказался подписывать документы на приемку работ у подрядчиков. Поскольку заподозрил их в подлоге.
С начала строительства его стоимость увеличивалась 4 раза. С 4,5 миллиардов в 2006-м до 12-ти миллиардов в 2015-м. А после появились данные, что песчаная подушка под изоляторо м втрое тоньше, чем закладывалось по проекту (минус 100 млн. руб), асфальта не доложили примерно на столько же, и еще минус 9 миллионов — отделочный керамогранит. На эти цифры и обратил внимание подполковник Чернов.
Далее последовала череда задержаний. Почти сразу был арестован предполагаемый заказчик убийства – непосредственный начальник Чернова Сергей Моисеенко. А затем и руководитель компании-подрядчика Виктор Кудрин. Стройку остановили. На объект заехали аудиторы. Им предстоит ответить на вопрос: куда потрачены государственные деньги? Для решения задачи готовы в прямом смысле, прослушивать каждый кирпич.
– По нескольким испытаниям мы получаем среднее значение, по которым можем говорить: соответствует этот кирпич тому, что должен был поставляться на строительную площадку, или нет. В арсенале аудиторов современные приборы. Например, вот этот, как рентген просвечивает бетонные стены и перекрытия.
– Достаточно?
– Да. Нажимайте еще раз на кнопку. И результат передается на планшет по Bluetooth. Что мы можем сказать про эту бетонную конструкцию? Бетонная конструкция армирована. Шаг арматуры 200 мм. А этот подскажет, какой именно бетон залили.
– Какие цифры мы получили?
– 10 МПа.
– Это какой марке бетона соответствует?
– Очень низкой. Хотя, надо провести несколько испытаний.
На то, чтобы провести «несколько испытаний» аудиторам дано 2 месяца. Ничто по сравнению с 10-летней историей самого строительства. А за это время недострой на пустыре стал постепенно превращаться в городскую доминанту. Пока еще районного масштаба.
Евгений Соловьёв, корреспондент: «Вот он, самый большой в Европе следственный изолятор. Буквально 400 метров по прямой и начинается жилой массив. Колпино и поселок Тельмана. Естественно, что близость такого объекта не может не накладывать отпечаток на уклад жизни этих людей и их ожидания».
А ожидания самые обычные. Человеческие.
— Жутковато. Да, жутковато
Например от того, что ближайший полицейский участок в 20-ти километрах от этого места в Ульяновке. А узкие дороги на въезде в Колпино в часы пик стоят намертво. Что будет после запуска Крестов-2, можно только предполагать.
Юрий Кваша, глава Тельмановского сельского поселения: «Пассажиропоток посетителей и вообще, он будет создавать нагрузку на общественно-деловую среду и города Колпино и поселка Тельмана и это нельзя забывать».
Но сейчас у главных заказчиков стройки специального назначения голова болит о другом. На карту поставлен престиж федерального ведомства, которое не смогло за федеральные деньги построить вовремя федеральный же объект. И теперь вынуждено не просто оправдываться, а как унтерофицерская вдова, сечь самоё себя такими вот рапортами. И в этом свете фраза «строим как для себя» приобретает совершенно особый смысл.