Витебский вокзал – первый в Петербурге и России. Настоящий хай-тек для начала 20 века. Сейчас на его территории полным ходом идут строительные работы. Что увидят петербуржцы, когда будут сняты леса? Репортаж Павла Никифорова.
Это наша Эйфелева башня, опрокинутая на бок. И создал это, как и весь Витебский вокзал, в 1904 году архитектор Бржозовский. Но это финальный вариант, до которого было еще два. Витебский – первый вокзал России. И сейчас здесь полным ходом идёт реставрация. А весной 18-го откроются залы, в которых не было уже несколько поколений петербуржцев. Хотя даже в лесах и со вскрытыми полами этот вокзал – настоящая машина времени. И вот её точка отсчёта.
Павел Никифоров, корреспондент: «Ровно 180 лет назад, 30 октября 1837 года, в 12 часов 30 минут, от платформы Царскосельского вокзала (так изначально назывался Витебский) отошёл первый в истории страны поезд. И с этой минуты время, как в Петербурге, так и в России пошло уже с совсем другой скоростью».
Железнодорожные вокзалы в 19 веке воспринимались во всем мире как олицетворение прогресса, настоящий технологический прорыв. А такой вокзал как Витебский, каким он стал к 1904-му – полностью электрифицированный, с лифтами, багажной лентой и платформами на втором этаже – и вовсе воспринимался как настоящее чудо инженерной мысли. «Хай-тек», как сказали бы сегодня. Настоящий «умный вокзал». «Смарт-хаб» начала 20 века: если пользоваться современной терминологией.
Деревянная станция 1837 года была всего на семь лет младше самого первого вокзала в мире – Ливерпул-Роуд в Англии. Дальше был каменный вариант архитектора Тона. Витебский же Бржозовского – самый крупный образец в городе именно «железной архитектуры». И вот это сочетание несочетаемого до сих пор уживается на Витебском. Марина Зубкова — гид по вокзалу — она провела десятки экскурсий по главному «памятнику модерна» Петербурга – и давно заметила, что здесь уживаются элементы даже из разных эпох.
Марина Зубкова, куратор проекта «Петербург глазами инженера»: «Здесь мы видим часть трехпролётного клепанного не разрезного навеса. Это пример "железной архитектуры", пример, как архитектура отражает технический прогресс. И в тоже время посмотрите вот эту деталь. Такой совершенно милый цветочек».
Но полностью про «железную архитектуру» Витебского забываешь, когда оказываешься в ресторане 1-го класса на втором этаже. Лепнина и роспись на потолке, стенах и колоннах. Огромная люстра в углу комнаты. Надпись «Санктъ-Петербургъ» с ЯТЪ – осталась после съемок Анны Карениной. Здесь снимали сразу 4 фильма по книге Толстого. Но главное – это деревянный буфет с мраморной столешницей. И за этой столешницей, по ту сторону буфета, как бармен лет сто назад – стоит главный инженер вокзала и изучает чертежи этого ресторана. Всё восстанавливают по оригинальному проекту и планам.
Сергей Рочев, главный инженер Витебского вокзала: «В мире всего таких две барных стойки. Одна находится здесь, в Санкт-Петербурге, а вторая в ресторане "Максим" в Париже. В настоящее время здесь ведутся работы по реставрации, концу первого квартала 2018 ресторан будет полностью отреставрирован».
Полы застелют дубовым паркетом, а в стене, которая появилась в советское время между рестораном и картинным залом, снова появится парадный портал для прохода. Вот так он выглядит сейчас со стороны ресторана – зеленый гипрок. Так со стороны картинного зала – узнаваемый силуэт русалки. А так он выглядел в самом начале 20 века. Но это всё взгляд в прошлое, а Витебский был изначально все же про будущее. И сегодня с ним тоже связывают транспортное будущее города. Летом в действующий ГенПлан внесли поправки, по которым от Пулково должны пустить аэроэкспресс, как раз до Витебского вокзала.
Илья Резников, урбанист: «Изначально хотели, чтобы аэроэкспресс приходил на Ладожский вокзал, но Витебский удобней, ближе к центру».
Витебский возводился еще в ту эпоху, когда паровозы воспринимались так, как сегодня — сверхзвуковые авиалайнеры. И все равно – все эти винтовые лестницы, ажурные перила, чугунные опоры и заклепки – может и смотрятся как ретро, но именно как ретро-футуризм. Он обогнал время и со временем же стал машиной времени. И скоро появится возможность изучить каждую деталь этой машины.