Павел Богданов,корреспондент:
«Сын врагов народа с малолетства узнал, что такое сталинская школа воспитания. В четыре года попал в детский приемник НКВД, в восемь — бежал. И поездами, идущими с фронта, добирался из Сибири в Ленинград, чтобы найти там единственного родного человека — мать».

Это мог быть сценарий фильма или драматургическая основа спектакля, но это реальная жизнь и судьба Эдуарда Кочергина, который уже в середине 1960-х станет главным художником нынешнего театра «На Литейном», потом будут Комиссаржевка, Малый Драматический и, конечно, БДТ. И десятки спектаклей, каждый из которых станет театральной классикой.

Выставка в Эрмитаже — не юбилейный отчет художника. А скорее собрание документов, потому что эскизы все рабочие. По ним делались декорации и макеты будущих постановок. Таких, как «Пиквикский клуб», «Дядя Ваня» или легендарная «История лошади». Эскиз к которой художник придумал в кафе, просто сделав зарисовку на салфетке. Исполнитель главной роли Евгений Лебедев хотел декорации с бабочками и голубым небом. Эдуард Кочергин предложил свое решение. И Товстоногов с ним согласился.

«Декорация живет, только тогда, когда в нее входит актер». Это принцип Кочергина, с кем бы он не ставил спектакль, будь то Георгий Товстоногов, Кама Гинкас или Лев Додин. Быть может, поэтому почти каждая из постановок, где соавтором был Кочергин, становилась целым направлением в сценографии.

Сценография спектаклей Кочергина до сих пор остается мерилом качества, хорошего вкуса, а иногда и своего рода комментарием. А уж каким — зависит от содержания спектакля.