Хроника околоспортивного противостояния и реакция экспертов и олимпийцев – в репортаже Евгения Соловьёва.
Мельдоний. Именно с ним, в представлении обывателей, связаны все скандалы вокруг российских спортсменов. Хотя, ничего выдающегося в этом препарате нет. Обычное кардиосредство, которое можно купить в любой аптеке.
Помогает справляться с гипоксией. По-другому – кислородным голоданием. Если выпить стакан соленой воды – эффект будет примерно тот же. Тем не менее, Международное антидопинговое агентство именно мельдоний включило в список запрещенных препаратов и на этом основании объявило весь российский спорт глубоко порочным.
Гром грянул в 2015-м, когда теперь уже бывший глава российского антидопингового агентства Георгий Родченко вдруг решил покаяться. Ныне гражданин США, скрывающийся от российского правосудия по американской программе защиты свидетелей, утверждает, что как минимум последние 5 лет наши спортсмены систематически употребляли допинг.
Михаил Дидур, главный внештатный специалист по спортивной медицине: «Роль информаторов в современных антидопинговых процессах велика. Во-первых, в нем действует презумпция виновности: все, что сказал на спортсмена его партнер по команде: тренер, какое либо другое лицо, причастное к его подготовке, воспринимается, что это так и есть».
Сейчас процедура проверки на допинг такова: спортсмен сдает биоматериал в присутствии офицеров специального агентства по первому их требованию. Пробы мочи и крови спортсмена делятся на две части и хранятся неопределенное количество времени в специальных контейнерах, которые невозможно вскрыть незаметно. Тем не менее, Международное антидопинговое агентство утверждает, что российские спортсмены, точнее их руководители, нашли способ.
Специальная комиссия МОК начала проверки после сочинской олимпиады. Под подозрение попали как минимум полторы тысячи российских олимпийцев.
Мельдоний – лишь повод. Россию призвали прилюдно покаяться в том, что спортсмены принимали допинг системно. В противном случае, страну вообще грозят исключить из списка участников международных состязаний.
Новые правила неприемлемы, говорят сами спортсмены. И прежде всего по тому, что игра идет по правилам, которые меняются буквально «на коленке». Если задались целью – не пустят на соревнования все равно.
Дмитрий Васильев, двукратный олимпийский чемпион по биатлону: «Цена их слову – ноль. Обман на каждом шагу и без конца! Вспомнить туже самую РУСАДА. Сколько мы пунктов выполнили? Да мы их все выполнили! За исключением совсем невыполнимых: признайте доклад Макларена правдивым».
Доклад якобы независимой комиссии под руководством американца Ричарда Макларена не безосновательно стал объектом для насмешек. Ни одного доказательства. Россию пытаются обвинить в спортивных махинациях по признакам «одна баба сказала».
Что же случилось на самом деле? С тем же самым мельдонием ситуация парадоксальна. Он долгие годы был вообще рекомендованным препаратом для людей, ведущих активный образ жизни. Это все равно, что запретить есть под предлогом, что еда – залог жизнедеятельности организма.
А как быть параолиммпийцам?
Оксана Казакова, олимпийская чемпионка: «Вот для меня это была трагедия. Я даже, честно говоря, пустила слезу. Потому что мне было безумно жаль этих ребят, потому что мы вместе с ними тренировались. Все время на сборах, видели, как они трудятся, поэтому все время стараемся какую-то дань уважения им отдать, потому что даже мы не можем так, как могут они».
За всю историю Олимпийских игр лишь однажды страну-претендентку не пустили на Олимпиаду. Это была Гитлеровская Германия. Она лишилась этого права в 1936-м году.