Пять лет, как не стало Бориса Натановича Стругацкого. И 21 год, как нет его брата – Аркадия. Братья Стругацкие – это не просто писатели-фантасты, которые создали такие бессмертные шедевры, как «Пикник на обочине» и «Понедельник начинается в субботу», это настоящий бренд нашего города. Именно в Петербурге впервые в мире появилось место, связанное со знаменитыми фантастами – их фамилией названа площадь на Московском проспекте. Павел Никифоров попытался понять секрет их феномена.
Павел Никифоров, корреспондент: «"Трудно быть Богом" в "Граде обреченном". Подобно "Улитке на склоне", "Отягощенный злом", он предпринял "Попытку к бегству" на "Обитаемый остров", но "Волны гасят ветер" и как "Жук в муравейнике" "За миллиард лет до конца света", он устроил "Пикник на обочине", ведь "Понедельник начинается в субботу". И это рассказ не о "Хромой судьбе", а "Повесть о дружбе и недружбе"».
И добрая половина этих названий – а перечислены далеко не все – как и сами книги братьев Стругацких придумывались здесь, на территории Пулковской обсерватории, где Борис Натанович работал инженером на счётной станции. Тут и сейчас, утром в будний день, так безлюдно, будто ходишь по «Зоне» из «Пикника на обочине». Рассыпанные по всей территории спутниковые тарелки и астрономическое оборудование, целая сеть узких дорожек и тропинок. Не во время ли прогулок Бориса Стругацкого по этим местам придумывалась одна из главных фантастических повестей 20 века?
– Борис Лазарович, вот смотрите, я, когда выезжал к вам из дома, специально вбил в навигатор адрес и вот, «Площадь братьев Стругацких» уже определяется и на картах.
Борис Вишневский, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «Ну да, официально название было присвоено в 2014 году по моему предложению, и я очень рад, что губернатор и городское правительство это поддержали, потому что эта площадь никогда не имела названия, но выяснилось, что на этой площади нет домов».
Очень по-стругацки: площадь их имени теперь есть, а вот жить на ней никто не может – дома все официально стоят либо по Московскому, либо по Фрунзе, либо по улице Победы. Зато Петербург теперь единственное место в мире, где память о братьях Стругацких увековечена на карте города.
– Это довольно известная фотография, он идёт по Площади, и, естественно, он здесь ходил много десятков лет, потому что в доме на улице Победы, он жил с 1964-го по 2012-го, вплоть до самой своей смерти.
Но площадь имени Стругацких – не единственное место памяти писателей в городе. Так у ДК имени Газа недалеко от Кировского завода еще год назад художники студии "On the River" расписали деревянный куб портретом братьев и иллюстрациями из их книг. За год этот куб сильно испортили и по нашей просьбе художники к пятой годовщине, как не стало Бориса Стругацкого, обновили его.
Стругацкие создавали в своих книгах новые миры, а режиссеры и сценаристы старательно переносили их на киноэкраны. И одна из самых сильных киноадаптаций — это, безусловно, «Сталкер» Тарковского по мотивам «Пикника на обочине». Мало того, что фильм крайне удачно пересказал сюжет повести, так и пошёл дальше в своей фантастической трагичности. Во-первых, почти все главные участники тех съемок от этих же съемок погибли: сам Тарковский, его жена, сталкер Кайдоновский, актёр Солоницын и Аркадий Стругацкий. Одна из версий — все рано ушедшие получили облучение от Эстонской реки, куда сливали химотходы и где снимался фильм. А в одной из сцен фильма в кадр попадает отрывной листок из календаря с датой – 28 декабря. Андрея Тарковского не стало 29 декабря 1986 года.
Константин Лопушанский не только был стажёром на площадки у Тарковского во время съёмок «Сталкера», но и сам снял по Стругацким два фильма: «Гадкие лебеди» в 2006-м и «Письма мертвого человека» в 86-ом.
Константин Лопушанский: «Я стал ездить к ним на семинары в Репино по рекомендации Авербаха и там возник замысел моего будущего фильма "Письма мертвого человека", который оказался столь успешным. И он — Борис Натанович — принимал участие уже как кинодраматург, потому что соавтором сценария был его ученик – писатель Вячеслав Рыбаков. Ну и я не знаю, что об этом фильме думал Борис Натаныч, он редко высказывался, но Аркадий Натаныч написал и это у меня есть и я это храню, как драгоценность, что "это вершина кинематографии xx века", ни мало ни много».
Пулковская обсерватория послужила прототипом и для Института чародейства и волшебства «НИИЧАВО» из повести «Понедельник начинается в субботу». И неудивительно, что последний рассказ со Стругацкими связан именно с петербургской обсерваторией.
Павел Никифоров, корреспондент: «В Пулковской обсерватории Борис Стругацкий изучал другие миры, чтобы потом воссоздать их в книгах. Именно поэтому после смерти его и его жены прах Стругацких развеяли вот с этой смотровой площадки. Таково было их завещание, ведь "Трудно быть Богом" в "Граде обреченном"».