Освещение, электричество, телефон интернет, телевидение, радио – над Петербургом выросла огромная паутина проводов. Возможно ли вернуть городу открыточный вид? И каким образом? Вопрос изучил Максим Облендер.
Максим Облендер, корреспондент: «Эта песня точно про Петербург. Город-сказка в паутине проводов с жестяными крышами домов. По крайней мере, я его всегда знал таким. У крыш всегда был этот красно-рыжий оттенок, а провода неизменно сопровождали меня, куда бы я ни шел. Из дома на работу, с работы домой – они наблюдали за мной сверху».
Освещение, электричество, телефон интернет, телевидение, радио – над моим городом огромная паутина проводов. Но картина может стать другой. Проект «Чистое небо». Ряд улиц Петербурга освободят от проводов и начнут сразу с главного проспекта – Невского.
Феликс Касаткин, директор СПб ГУП «АТС Смольного»: «Да, действительно, мы строим подземные кабели связи с большим количеством волокон для коллективного пользования с большим запасом. Всего же пришлось построить около 15 километров оптоволоконного кабеля. Это два кабеля от Восстания до Невского и 10 переходов подземных в кабельной канализации под проспектом».
Витиеватая сеть подземки, вот она — линии на карте. Всё для того, чтобы спрятать 222 кабеля, именно столько сегодня пересекает Невский. Их общая длина больше 10 километров – в два раза длиннее самого проспекта! Первыми под землю уберут провода, принадлежащие городу. Таких меньшинство. Остаётся уговорить 47 операторов связи.
Дмитрий Петров, директор компании – оператора связи: «Соотношение цена-качество на интернет в России намного дешевле, чем в развитых странах. И это достигается, в том числе, за счёт того, что операторы прокладывают сети вот таким дешёвым, но порой неприглядным способом. Доступ к сети подземной, которая принадлежит национальному чемпиону, или госоператору, сильно забюрократизирован и гораздо дороже».
Самый дешевый безлимитный тариф в Петербурге обойдётся в 300-350 рублей – это 5-6 долларов в месяц. И это средняя скорость интернета. Для сравнения за аналогичные скорость и качество в Японии или Испании придётся потратить сорок – пятьдесят долларов. Почти в десять раз дороже. Операторы Петербурга за аренду километра воздушного пространства платят примерно три тысячи рублей. Аренда подземного километра обойдётся уже в 6-7 тысяч. Оплачивать «Чистый город», пугают провайдеры, придётся нам – простым пользователям. Тарифы на интернет вырастут.
Небо над Невским разрезают и троллейбусные провода. Комитет по транспорту уже хвастался новыми машинами – могут ехать без контактной сети несколько километров. Правда, когда мы увидим их на проспекте, пока неизвестно. Зато известно, что к апрелю Невский точно покинет треть интернет-проводов. Это первый этап программы.
Прятать провода – общемировая тенденция. От них избавляется Париж, Лондон. Даже улицы азиатского Сингапура, в отличие от Бангкока, уже не выглядят такими азиатскими. В качестве наших примеров урбанисты отмечают опыт Москвы. Не все так плохо и в новых районах Петербурга.
Сергей Митягин, директор института дизайна и урбанистики ИТМО: «Застройки 80-х годов они планировались уже тогда с выделением зон на коллекторы. Есть дорожное пространство, затем зелёная полоса, а уже потом жилая застройка. Под зелёной полосой прокладывались уже коллекторы».
Вместе с диггером Дмитрием мы отправляемся в такой коллектор. Чтобы посмотреть, как живётся проводам под землёй.
У лестницы протекает труба. Холодной воды — по колено. Но до кабеля ей далеко. Идём дальше – здесь сухо. Проводка уходит в темноту километрового тоннеля.
– Везде такая картина?
Дмитрий Костенко, диггер:
– Нет, не везде, бывают голые трубы, голые стены. Бывают просто шнуры.
– Это приличное оформление проводки?
– Да она выше к потолку идёт. Чтобы прямо по земле лежала — я такого не видел.
Значит убрать часть проводов под землю – реально. Вот только проникнуть в этот открытый люк может каждый. С самыми разными целями. Судя по многочисленным надписям на стенах, свободный вход здесь давно. Но вернёмся на землю.
Когда закат, провода получаются в кадре лучше всего. Могут дать нужный блик, хорошо выходят сидящие на них птицы. Но это редкий случай, когда увидев в объективе своего фотоаппарата чёрные линии, Андрей доволен.
Андрей Стрельников, фотограф: «Всё зависит от задачи. Если ты снимаешь урбанистический сюжет, провода в тему. Но если ты хочешь снять открытку, что-то красивое, провода приходится потом сидеть и удалять в графическом редакторе».
Сразу чище небо над Петербургом не станет. Даже на первый этап программы – на то, чтобы убрать 10 километров кабеля на Невском, уйдут дни переговоров и согласований, работ над землёй и под землёй. Ну а сегодня единственный вариант увидеть по-настоящему «Чистое небо» над Петербургом – последовать примеру фотографов.