Хижина отшельника на Васильевском острове, башня на Пяти углах и дом Лесника под Петербургом – необычные решения жилищного вопроса в репортаже Павла Никифорова.
Юрий Зинчук, ведущий: «Продолжаем выпуск. На этой неделе прошло заседание правительства города, на нём было сделано одно очень важное заявление со стороны губернатора. Оно было связано с начавшейся сейчас реконструкцией огромного участка практически в центре города. Я имею в виду так называемый серый пояс вокруг Обводного канала на месте, где располагается обанкротившееся 15 лет назад легендарное предприятие "Красный треугольник". Почему это так важно? Да потому что от того, как обустроят эту территорию, и будет зависеть дальнейший вектор реконструкции исторического центра города. То есть это системообразующий проект для архитектурного будущего Петербурга. Имиджевый, определяющий правила, по которым будут дальше развивать наш город. И примечательно, что губернатор еще раз подчеркнул, чего не должно быть в ходе реализации подобного рода проектов».
Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга: «Категорически нельзя полностью изменять исторически сложившиеся территории. Особенно, что касается набережных, островов наших. Вы сами же петербуржцы, ленинградцы, знаете, какие раньше были виды, и что сегодня происходит».
Юрий Зинчук, ведущий: «Ну и продолжим тему о том, в какой уникальной городской среде мы живём. Вот, например, мы каждый день, когда едем на работу, по делам или просто гуляем по городу, видим такие места, что иногда невольно возникает вопрос: "а кто здесь живёт"?
Многочисленные башни на модернистских домах во всех частях Петербурга. Деревянные домики, которые стоят в самых обычных дворах-колодцах. Бывшие гаражи на первых этажах особняков, которые сейчас активно обживают… А кто в них живёт, что это за люди и как им удалось поселиться в подобных домах, квартирах, башнях? Наш обозреватель Павел Никифоров постучался во все эти необычные жилища Тук-Тук! Кто в домике живёт? И ему открыли дверь. Посмотрим, что он там увидел».
Набережная Макарова, 14. Обычный двор на Васильевском острове. Почти. Если только не вот этот аккуратный зеленый домик — настоящая хижина отшельника, спрятавшаяся в каменных джунглях Петербурга.
– Здесь даже кирпичные здания разрушаются, а его аккуратный деревянный зеленый домик стоит чистый и нетронутый временем.
Его – это Николая Аверина. Жителя дома номер 14 «Б» мы все же дождались. Он упорно не открывал доставучим журналистам все утро, но когда пришло время идти по делам, деваться было уже некуда.
Оказалось, что в разрушенном кирпичном доме, к которому примыкает деревянная хижина, когда-то жили дядя с тетей Аверина. А уже после войны они и пристроили этот домик.
– Николай, как живётся в деревянном доме, по сути, в в центре города?
– Да, нормально. Есть центральное отопление, горячая и холодная вода. Всё есть.
– И своё жилье ни на какое другое не променяете?
– Да, тут Фонд имущества после пожара теребил-теребил, до прокуратуры дошло.
– Что-то предлагали
– А зачем мне это? Я ветеран, инвалид, все рядом, поликлиника, всё под боком. Потом прокурор появился здесь. Говорят, да не трогайте вы его! Квартплату платит, всё платит, вон дом ухоженный.
Николай Аверин ушёл в собес. Свернул в тёмную арку, завернул за угол на набережную и скрылся от наших глаз. А его прогретый деревянный домик с черной трубой на крыше будет ждать хозяина, удивляя своим видом всех случайно зашедших в этот двор.
Тут-тук, а кто в этой башне на Пяти углах живёт? В заиндевевших окнах видны манекены — не они же обитатели? Внизу, мимо этого дома с башней, каждый день проходят десятки тысяч людей — и почти все задирают голову вверх: «кто, кто же там обитает?». Прямоугольник дома, овал двора, спираль лестниц, цилиндр башни… А внутри мастерская петербургского фотографа Сергея Сёмкина. И если вы видели фотопанорамы современного Петербурга, то с вероятностью 90% они были сделаны из этого окна и этим человеком.
Сергей Сёмкин, фотограф: «Александр Сергеич же писал: "одна заря сменить другую спешит дав ночи полчаса…". Это действительно уникальная история, когда ты это здесь видишь. На самом деле, когда находишься здесь, наверху, то даже не света, а дня значительно больше. Внизу уже всё стемнело, внизу ничего не видно, а здесь наверху вот это солнце пробегает. Внизу ничего не видно, тёмно, а здесь прекрасно».
Под ногами стеклянный пол. На подоконнике горелка, чтобы отсюда можно было не уходить часами. На стенах портреты. В окне, наверное, один из самых захватывающих видов на город.
Тук-тук… Жилые дворы за Адмиралтейством. Первая линия перед набережной. И в одном из закутков этих дворов, на первом этаже, прямо в доме есть гараж. Вернее, изначально прачечная, которую в советское время переделали в гараж. А теперь художник Олег Бурьян из этого помещения сделал квартиру с мастерской. В ней поместилась и кухня с плитой и холодильником, душевая, спальня, сама мастерская и даже пара лестниц.
Олег Бурьян, художник: «Ты меня не спрашивал про деньги, а я все-таки отвечу про деньги. Дело в том, что цена двухкомнатной квартиры, хрущевки в Марьиной роще в Москве, откуда я сюда и переехал, она вместила в себя и ремонт, и приобретение на городском аукционе, и, в общем-то, это была приличная сумма для того, чтобы это сделать за три месяца, за лето».
За то время, что Олег переехал из Москвы в Петербург прошло 7 лет. За это время он успел купить гараж в Сестрорецке с выходом к заливу и балконом, а это жильё в гараже во дворах Адмиралтейства иногда сдаёт туристам. Повезет же тем, кто приедет к нам в город впервые, остановится в этой мастерской. Это же совсем другие эмоции и впечатления, чем если бы тот же турист жил в гостинице.
А это дом под Петербургом, который буквально сливается с природой, растворяется в ней. Дом лесника, как говорит его хозяин – архитектор Игорь Фирсов. Он стоит на двух природных валунах, издалека напоминает холм, а по его крыше можно ходить, как по земле.
Задача Игоря — создавать проекты и строить. В основном, как раз загородную недвижимость. И тут его опыт и знания рынка, крайне ценны.
Игорь Фирсов, архитектор: «Я вам скажу, что тенденция совершенно определенная. Все типовое, всё банальное пользуется гораздо большим спросом, чем индивидуальное. И дешевле, и привычней. Всё, что индивидуально выбивается из этого ряда и люди обычно не готовы к этому».
Поэтому нам и нужны подобные редкие романтики с таким необычным жильем. Чтобы выворачивать шею и задирать голову вверх, заглядывать в щели и окна. Потому что в массе своей, мы сами не готовы к такому жилью. Но в тоже время совершенно не можем представить Петербург без него.