Сегодня – классик, некогда – дерзкий экспериментатор. Эти слова произнесены в адрес композитора Йозефа Гайдна, который однажды не побоялся рискнуть, разрушить традицию и в своей новой опере «Необитаемый остров» отказаться от речитативов secco в пользу непрерывного звучания оркестра.
К тому же он не использовал хор, оставив лишь квартет. Что оказалось очень даже на руку четырем солистам Академии молодых оперных певцов, которые вышли на сцену Концертного зала Мариинского театра с премьерой этого произведения. На вечере побывал Павел Богданов.
Павел Богдановкорреспондент: «Йозеф Гайдн написал 24 оперы. Но в отличие от его инструментальных сочинений, они практически неизвестны широкой публике. Некоторые музыковеды даже полагают, что оперное творчество не относится к лучшим достижениям композитора. Ведь Гайдн не был прирожденным драматургом. И в опере, где важно и слово, и драматическое действие, был весьма стеснен».
Но есть и другое объяснение. Гайдн писал оперы преимущественно для спектаклей при дворе князя Эстерхази, где служил капельмейстером. И не рассчитывал на широкую известность своих произведений. Вот и премьера «Необитаемого острова» состоялась в день именин князя и почти не исполнялась на большой сцене.
Либретто истории о европейцах на маленьком островке было создано итальянцем Пьетро Метастазио в 1752 году. И чем-то отдаленно напоминало роман «Робинзон Крузо», который появился тремя десятилетиями ранее. Есть и необитаемый остров, куда в результате кораблекрушения попали две сестры: Сильвия и Констанция. И десятилетия одиночества без всякой надежды. И, конечно, история чудесного спасения. Впрочем, по мнению режиссера постановки Алексея Смирнова, это вполне современный сюжет.
Камерность обстановки имения Эстерхази, а премьера оперы прошла тогда в зале для кукольных спектаклей, диктовала и строение произведения. Чтобы разнообразить действие, Гайдн написал соло для артистов оркестра, которое звучит в ключевые драматические моменты.
Впрочем, помимо любопытного музыкального эксперимента, эта история еще и напоминание про детство, когда мечты о захватывающих приключениях идут рука об руку с верой в то, что все обязательно будет хорошо.