В гостях у программы «Хорошее утро» Мария Сафарьянц, художественный руководитель фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», заслуженная артистка России и Александр Мясников, один из создателей музея «Россия — моя история».
Марианна Дьякова,ведущая: 16 февраля в Большом зале Президентской библиотеки будет представлен новый культурно-просветительский проект — «Музыка Российской Государственности». Весь цикл состоит из 10 концертов, которые будут представлять музыкальную историю российской Империи от Петра I до Николая II.
Михаил Спичка,ведущий: Мы рады приветствовать в нашей студии заслуженную артистку России, художественного руководителя фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» — Марию Сафарьянц, а также историка, писателя и одного из создателей музея «Россия — моя история» — Александра Мясникова.
Марианна Дьякова,ведущая: Почему этот проект здесь и сейчас? Почему он нужен и необходим?
Александр Мясников,историк, писатель, один из создателей музея «Россия — моя история»: Я расскажу как он родился. Это главная тайна. Мы с Марией Саркисовной гуляли по выставке «Россия — моя история». Там шёл рассказ о том, какой император что сделал. И вдруг у нас, практически, одновременно мысль пришла в голову о том, что, в принципе, все наши императоры на чём-то играли. Они были музыкальны, помимо всего прочего. Поэтому сначала у нас появилась идея такая: представьте оркестр — Пётр на барабане, Александр I на скрипке, Александр III на геликоне. Это, конечно, виртуальная история. Было бы из там 18 человек. Это стартовая мысль, которая была.
Михаил Спичка,ведущий: Мария Саркисовна, на вас основная музыкальная часть?
Мария Сафарьянц,заслуженная артистка России, художественный руководитель фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга»: Это безусловно. Вообще начнём с того, что началось всё с прогулки. Во всём есть всегда какая-то человеческая составляющая. И всегда с таким партнёром и другом как Александр можно о чём-то думать. Соединяется история и музыка. Собственно, человеческая составляющая заключается в том, что наши цари — ведущие лица нашей истории, они все были люди и они все имели свои пристрастия. И оказалось, что это были все достаточно музыкальные люди. Каждый имел личную свою музыкальную историю. Кстати, Пётр в меньшей степени, потому что по воспоминаниям о нём осталось, что он когда его во время европейского путешествия водили по премьерам, он скучал и уходил. Но как выдающийся ум государственный, проехав всю Европу, он понимал значимость музыки государству и суть. Потому что ни один протокол без музыки не действителен.
Марианна Дьякова,ведущая: Само понятие «концерт» появилось при Петре I?
Мария Сафарьянц,заслуженная артистка России, художественный руководитель фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга»: Да. Музыкальные петровские ассамблеи. Сама по себе артистическая составляющая этого представительства — это же очень скучно, если этого всего нет, нет пафоса, нет постановки. Поэтому петровская Русь была немного такая, на сцене. Я думаю, что музыка и история — это будет очень интересный проект.
Михаил Спичка,ведущий: Александр, ваши выступления с историческими темами перед публикой, они абсолютно далеки от сухих академических лекций. Какие-то историческо-музыкальные откровения ждут зрителей?
Александр Мясников,историк, писатель, один из создателей музея «Россия — моя история»: Конечно. Это самое главное, самое интересное. Потому что самый плохой жанр — это скучный жанр. Я думаю, что эта составляющая информационная и музыкальная, она должна дать какие-то совершенно невероятные вещи. Думаю, что для многих людей будут откровения, какие-то неожиданности.
Марианна Дьякова,ведущая: Будут ли откровения музыкального свойства?
Мария Сафарьянц,заслуженная артистка России, художественный руководитель фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга»: Этот проект просветительский. Нам надо что-то вытащить из каких-то «сундуков» исторических, музыкальных. И в Петербурге, конечно, эти коллекции музыкальных сочинений они есть. У нас Зубовский институт на Исаакиевской площади, в Консерватории. Город-то имперский. Поэтому это всё тут можно искать. Но есть ещё такая справедливость исторического отбора. Зачастую вытаскивать такой нафталин только для того, чтобы его вытащить это не правильно. Публике нужно представлять наивысшие точки этих эпох. При Петре была музыка церковная и военная. Другой не было. При Екатерине начали приглашать музыкантов. Вот эту эволюцию, я надеюсь, мы представим.