Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, а теперь давайте поговорим о другой стороне кемеровской трагедии. Как известно, большинство детей погибли в запертом кинозале. В кинозале, где были закрыты эвакуационные выходы. Они умирали в темноте, задыхаясь от угарного газа. Они звонили по телефонам своим родителям. Пытались перед смертью сообщить о том, как они их любят. Почему их убили в этом кинозале, который превратился, в буквальном смысле, в пылающий ад? Как сходить в кинотеатр и остаться в живых? Как на самом деле должна работать система безопасности в кинотеатрах? На что нужно обращать внимание, когда заходишь в зал? Куда звонить? Куда бежать и как понять, что ты действительно в безопасности? Об этом мы поговорим с одним из самых компетентных экспертов в этой области – с директором «Ленфильма» Эдуардом Пичугиным. Для справки, сейчас в Петербурге насчитывается более пятидесяти кинотеатров. Общее количество посадочных мест в залах рассчитано на 51 тысячу зрителей. Это население маленького городка. Насколько жители этого города защищены, по крайней мере, у нас в Петербурге, узнаем из интервью. Мотор!».
– Здравствуйте, Эдуард Анатольевич. Мы приехали к вам с одной простой целью. Объясните мне, пожалуйста, как отцу, который практически каждые выходные ходит в кино. Что я должен сделать, чтобы чувствовать себя со своим ребёнком в безопасности?
Эдуард Пичугин, генеральный директор «Киностудии Ленфильм»: «Прежде всего, вы видите, вроде бы ничего не выдаётся. Но на самом деле, везде датчики, которые срабатывают на дым».
– Заходим в зал. Двери тяжёлые.
– Двери имеют функцию пожарной безопасности. Не должны быть помещения соединены. Защита от огня из фойе в зал.
– Эти двери должны закрываться? Есть ли хоть какая-то ситуация, которая позволяет их держать закрытыми?
– Нет, конечно. Никогда. Ни при каких обстоятельствах. Здесь даже и замков не ставит никто.
– Я сразу обратил внимание – это что?
– Кнопка пожарной сигнализации. А это пожарные гидранты для тушения водой под давлением.
– Пока подъезжают пожарные, уже можно это вскрыть и начинать борьбу за выживание?
– Расчёт на четыре гидранта.
– Обратите внимание на систему дымоудаления. Над нами находится люк. Он открывается автоматически, словно выстрел, и запускается мощнейший вентилятор, который засасывает весь дым.
– Одна из версий гласит о том, что двери в кинозале в Кемерове были закрыты, потому что таким образом боролись с безбилетниками. У вас ходит человек, который подсчитывает пришедших?
– У нас всё автоматизировано, камеры стоят.
– То есть, если начинается сеанс, но кто-то без билета входит, камера фиксирует?
– Она по лицам фиксирует, во всём мире так принято. Везде камеры.
– За какое время смогут покинуть 200 человек этот зал?
– Минут 5-7 без давки, спокойно.
– Предположим, что-то случилось…
– По динамикам передаётся записанное обращение, чтобы без паники спокойно можно было покинуть здание. Если в фойе уже не выйти – там очаг, – в этом зале есть два дополнительных эвакуационных выхода. Оборудованы табличкой «Выход».
– Идём к эвакуационному выходу. Эта ручка открывает дверь достаточно легко. Даже ребёнок может это сделать.
– В любой ситуации это легко открывающаяся дверь. «Антипаника». Не надо искать ручку. С той стороны не войти. Вот как раз защита от безбилетников. Здесь тоже система дымоудаления. Вот мы попадаем сразу же на улицу. Вы видели, как работают двери? Отсюда не только безбилетник не может попасть, но и преступник. А из зала в любой момент ты можешь выйти. Система работает только на выход. На вход не работает.
– Эдуард Анатольевич. Когда вы читали страшные новости из Кемерово, когда вы читали такую строчку: Охранник закрыл зал и отключил систему безопасности. Как это возможно?
– Это за пределами логики, разума, это преступление.
Под большим давлением вода для пожаротушения по большой магистрали проходит. 55 градусов – она срабатывает.
– Это всё – это дорого?
– Когда строишь общественное здание, об этом уже не думаешь.
– Это сколько: 1% от общей стоимости? 20%?
– Небольшая часть, 1/5 – система вентиляции.
– Насколько строгий надзор?
– Когда у тебя всё работает, проблем нет никаких. В общем всё закладывается на стадии проекта.
– Владелец сам должен быть заинтересован в том, чтобы всё это работало. И российские требования к пожарной безопасности – они насколько более строгие по сравнению с западными, американскими аналогами?
– Мы настолько сегодня в едином информационном пространстве живём, что системы безопасности, наверное, одинаковые во всём мире. Везде уже отработаны мировые стандарты.
– Почему в Кемерове не сработала система пожаротушения? И была ли она вообще?
– Если и была, то вся автоматика целиком была отключена. Потому что ни оповещение, ни дымоудаление не работало. Всё самое страшное, как стечение обстоятельств.
– Какой главный урок мы должны извлечь после этой трагедии в Кемерово?
– Должно быть повышенное чувство ответственности, себя должны как-то любить, ценить, близких. Это урок всей планете. Во многом, это элемент культуры. Как пристёгиваться в автомобиле, переходить дорогу на красный свет. Это тоже отсутствие навыков безопасности и культуры, прежде всего.