Здесь пятна видны: в центре, вот здесь… Мы приводим в порядок, чистим… А вот тут угла не хватает…
Профессиональным взглядом Лариса Львовна окидывает документ 17 века. И первое, на что она обращает внимание — не красота рисунка, а его повреждения. В отделе реставрации и консервации старинных документов знают, как долог и тернист путь от замусоленной ветхой книги до красивого издания.
КСЕНИЯ ГУСЕВА,младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела консервации и реставрации библиотечных фондов Библиотеки РАН: Сейчас у нас первый этап — реставрационный, самый важный — сухая чистка. Мы убираем пыль для того, чтобы потом можно было листы помыть. Потому что если пыль не убрать, то загрязнение останется в бумаге навсегда.
Казалось бы, книга 16 века! До неё страшно дотронуться! Но в борьбу с пылью, загрязнениями от прикосновений и жировыми пятнами идут обычный ластик, или крошка из ластика, или губка из него же.
дарья богдашкина,корреспондент: Я даже не верю, что её трогаю. Пока Ксения мне разрешает. И при этом оставляю какие-то ещё пятна! Но Ксения сейчас всё сотрёт.
Сейчас — это, конечно, понятие относительное. Порой на то, чтобы почистить один лист, уходит целый месяц. После того, как это всё же сделано, можно переходить к следующему этапу — влажной обработке листов.
Обычно говорят, что бумага боится воды!
лариса ветрова,руководитель группы реставрации бумаги и графики: Бумага родилась в воде, она любит мыться. Потому что продукты окисления в бумаге со временем накопились, а вода дистиллированная или тёплая забирает эти продукты окисления. Бумага делается даже прочнее после промывки и светлее. Попробуйте положить лист в кювету с водой и утопить его.
Ужасно звучит — утопить документ 18 века!
Это типографская печать, поэтому ничего не случится.
После того как документ принял ванну или поплавал в бассейне —кому как угодно — наступает время для самой филигранной работы — восполнения всех утрат в документе. Каждый пробел, каждая дырочка должны быть закрыты. Для этого здесь и специальный стол с подсветкой, и необходимые инструменты, и материалы.
ЮЛИЯ АЛМАЗОВА,художник-реставратор научно-исследовательского отдела консервации и реставрации библиотечных фондов Библиотеки РАН: Мы ориентируемся на состав бумаги, её толщину, оттенок — всё подбираем максимально приближенно к оригиналу.
Все подобные манипуляции с книгой можно адаптировать и для домашних условий: промыть книгу в ванной, протереть ватным диском обложку или почистить ластиком. Или всё же доверить это дело профессионалам.