николай корнеев,корреспондент:

Это наша Земля, а это космические объекты, летающие вокруг планеты, из которых 95% космический мусор. Для того, чтобы обезопасить себя от него, для начала опасные предметы нужно точно определить. Например, с помощью этого цифрового электропривода, разработанного в Университете ИТМО.

Блок из модулей и регуляторов, проводов и плат — это и есть цифровой прецизионный электропривод. Благодаря ему оптические комплексы ведут высокоточные наблюдения за объектами, регистрируют их и составляют карту космического мусора.

Валентин Томасов,Заведующий кафедрой, главный конструктор ЦЭСП университета ИТМО:
Чтобы потом уже принять опредёленные меры по его ликвидации. И, в тоже время, такая карта позволяет нам минимизировать опасные сближения летающих космических объектов с космическим мусором.

Сейчас на орбите вокруг Земли вращаются более 100 тысяч бесхозных объектов. Космический мусор — международная проблема. Российский оптико-электронный комплекс с вычислительной системой от петербуржцев уже установили в Бразилии. В планах — ЮАР, Мексика, Французская Полинезия. Кроме того, цифровые электроприводы помогают решать и наземные задачи.

Валентин Томасов,Заведующий кафедрой, главный конструктор ЦЭСП университета ИТМО:
Вы едете в автомобиле, включаете навигационную систему ГЛОНАСС, и чем точнее мы сделаем наземные пункты сопровождения спутниковой группировки ГЛОНАСС, тем точнее будет определение вашей машины на дорогах Российской Федерации.

Точность обнаружения машины — 50 см. Для сравнения, лет 20 назад погрешность была около 2-х метров. С каждым годом устройства совершенствуют. Создание, программирование, наладка — всё «мэйд ин Сейнт-Петерсбург». 

николай корнеев,корреспондент:

Все платы в этом цифровом электроприводе разработаны и изготовлены в Университете ИТМО. Важное условие: изделие должно выдерживать вибрации при трансфере на какой-либо объект. Поэтому недавно этот шкафчик прокатился с военными в грузовике по просёлочным дорогам ленинградской области — на протяжении 10 часов нон-стоп. Тест устройство прошло удачно.

Сейчас ещё один уникальный цифровой электропривод из Петербурга проходит испытания на судне «Маршал Крылов» во Владивостоке. Специалисты университета разработали первую в России систему стабилизации морского оптического локатора. В будущем высокоточные данные можно будет собирать из ранее недоступных для телескопов мест.