На сцену Михайловского театра возвращается опера «Иудейка», представляющая собой один из наиболее ярких образцов французской большой оперы. Знаменитое произведение Жака Франсуа Фроманталя Галеви по оригинальному либретто Эжена Скриба постановщики представили в сокращенной редакции с новым, ярким составом исполнителей. Варвара Федорова расскажет подробнее.
Прослушать большую оперу начала XIX века, которая без купюр длится порядка пяти часов, было серьезным испытанием даже для современников Галеви. В сущности все оперы большого стиля похожи друг на друга. Они всегда содержат масштабные балетные сцены и поднимают острый политический вопрос.
Не обойдется большая опера без тюрьм, набегов, героических освобождений страждущих или кровной мести. «Иудейка» Фроманталя Галеви по либретто Эжена Скриба посвящена проблемам антисемитизма и религиозной нетерпимости. Грандиозный замысел драматурга подчеркивает величие музыки.
Дмитрий Корчак,музыкальный руководитель возобновления оперы: «Галеви очень много взял от Россини, особенно от «Вильгельма Теля», поэтому есть прямая параллель с этой оперой, я даже на репетициях со всеми участниками обращал на это внимание даже в смысле поиска ключа для исполнения этих партий».
В основу оригинального сюжета легли гонения на евреев в XV веке, однако в постановке Михайловского театра события перенесли во времена нацистской оккупации: вместо средневекового государства на сцене европейский город N. И хотя редакция не коснулась музыки и текста, образы отдельных персонажей претерпели существенные изменения. Так, из полновластного инквизитора кардинал де Броньи превратился в орудие тоталитарного режима и сам вынужден прислуживать власти. У современного зрителя этот персонаж способен вызвать даже больше сочувствия, чем иудей Элеазар, одержимый желанием отомстить за оскорбленную нацию.
Александр Безруков,лауреат международного конкурса: «Кардинал говорит ему: «Бог дал мне власть, чтобы всех людей охранять, и вас в том числе, всем помогать». А Элеазар ему говорит: «Нет! Он дал тебе власть, чтобы нас преследовать». То есть евреи всегда были не в чести у европейкой цивилизации».
На фоне трагедии всего еврейского народа разворачивается трагедия иудея и его дочери. Рашель влюблена в христианина Леопольда, который выдает себя за еврея, и слишком поздно узнает правду о происхождении избранника. Бежать из города им не удается, а у Леопольда близится свадьба с принцессой Евдоксией. Рашель приходит на торжество и признается в греховной связи, которая по тем временам грозила обоим смертью. Однако позже отверженная спасает возлюбленного, публично сняв с него все обвинения.
Татьяна Рягузова,ведущая солистка Михайловского театра: «Это вообще очень сложный выбор для Рашель. Это выбор, прежде всего, между любовью, семьей и долгом. Рашель выбирает любовь».
История заканчивается казнью Рашель. Однако в финале выяснится, что она, когда-то спасенная от пожара и выращенная Элеазаром, дочь кардинала де Броньи, который несмотря на кажущееся великодушие не препятствовал преследованию евреев.
Александр Безруков,лауреат международного конкурса: «Всех нас учат обязательно оправдывать своего героя, даже если он законченный злодей. Тем не менее он мог, он пытался, но до конца он не пошел, поэтому оправдания ему нет».
Оправдания не может быть и самому Элеазару, предавшего огню свою дочь во имя национального отмщения. Так «Иудейка» не только поднимает проблему антисемитизма, но и объясняет его природу.