Ситуация с «Натали Турс», запрет Booking.com с Airbnb и будущее туриндустрии – репортаж Антона Цумана.
В офисе туроператора всего пара клиентов. Не покупают путевки, а подают заявления на возврат средств. Надеясь вернуть хоть что-то. Только за первый день компания направила 800 тысяч рублей компенсации за сорванные туры. Для 10 тысяч клиентов — капля в море. Хотя её руководство ещё сохраняет оптимизм.
Банкротство сразу нескольких известных игроков рынка туриндустрии в течение двух недель очень напоминает ситуацию четырехлетней давности. В 2014 году обанкротились десятки турфирм по всей стране. Оставив за границей 38 тысяч туристов. Из которых 6 тысяч – клиенты крупнейшего на тот момент туроператора Петербурга — компании «Нева». Но, по мнению представителей Российского союза туриндустрии, сравнивать это с сегодняшней ситуацией некорректно. Хотя ситуация с «Натали Турс» и вызывает ряд вопросов.
Некоторые эксперты связывают банкротство с тем, что раздутый до кризиса рынок, попросту сдулся. Но по статистике прошлый год напротив стал первым годом со времен кризиса, когда туристический рынок показал рост. И если проблемы 2014 года были связаны с обвалом рубля и политической ситуацией, нынешние – или с внутренними проблемами, как в случае с «Натали турс», или с завышенными ожиданиями.
Все участники рынка туризма тесно связаны между собой. Но небольшие турфирмы, пока не ощущают последствий. Однако клиенты, наученные предыдущим кризисом, стали более осторожными.
Статистика показывает, что сами туристы начинают всё активнее брать ситуацию в свои руки. До 40% заграничных поездок бронируется на сайтах-агрегаторах, таких как Booking.com и Airbnb. Фактически это и есть туроператор сегодняшней цифровой эпохи. Американский Booking.com – крупнейший из них. И уже российские власти ищут способ ограничить его деятельность на территории страны вплоть до полного запрета. Но радикальные меры, по мнению экспертов, могут повлиять на рынок гораздо сильнее, чем банкротство турфирм.
После кризиса 2014, сегодня все стали дуть на воду. Да, недавний крах турфирм не столь масштабен. Но это ещё одна предпосылка настоящей туристической революции. Переходу всей индустрии в сферу цифровых технологий. Электронных, открытых и, главное, более безопасных.