На юге Петербурга есть одно удивительное место, которое сами горожане называют «Купчинское антенное поле». Его построили еще в 1943 году вместе с оборонительной системой ДОТов, траншей и землянок. И на днях пришла новость — купчинское радиополе хотят превратить в «зону выходного дня». Репортаж Павла Никифорова.
Это так называемое радиополе. Или, как его называют сами петербуржцы, купчинское антенное поле. По сути, совершенно уникальный и абсолютно дикий лес внутри города, зажатый между карьерами кирпичного завода, строящимся парком, к которому мы еще вернемся, и Софийской улицей. Радиополе построили в 43-м — прямо в разгар войны, и вплоть до 91-го оно глушило западные радиостанции на юге Ленинграда. Но мачты сносят с начала 10-х, а от радиостанции и вовсе ничего уже не осталось.
Денис Шаляпин, историк: «Вот, кстати, взгляните — вот это остатки бывшей радиостанции одна из мачт. Причём, более древних. Здесь таких было около 22 мачт. О них сейчас остались одни воспоминания, они все снесены, но если вдуматься, то они были причиной тому, что здесь сохранились все эти доты, траншеи, рвы и другие оборонительные сооружения. Здесь была охранная зона, и все эти объекты не мешали».
Речь идёт вот об этих затерянных в лесу ДОТах и траншеях. Представляете — прямо в черте города — практически нетронутые временем землянки и огневые точки. Их сохранила запретная зона радиополя, и теперь, когда от радиостанции ничего не осталось, их охраняют всего несколько купчинцев-энтузиастов, которые мечтают сделать из этой территории заповедную и историческую зону. И уже не первый год они своими руками откапывают эти землянки и ДОТы.
Денис Шаляпин, историк: «Работники радиостанции, чтобы банально в доты не лазили мальчишки, засыпали его. Вот высота засыпки, вот по этой границе, это всё была земля, и мы её ликвидировали. А это колодец, который был выкопан теми же самыми девчонками в то же самое время! Вода, правда, в нём техническая. Она не предназначена для питья, она предназначена для охлаждения пулемёта "Максим"».
Этот ДОТ, как и все остальные на этой территории строили и правда молодые девчонки из стройотряда. Но всего этого могло и не быть, если бы генплан 1935 года был бы реализован.
Михаил Крайнов, краевед: «Новый советский Ленинград должен был как раз идти на юг. И вся эта территория, включая Софийскую улицу, которая должна была быть проспектом Дзержинского и начинаться должна была от Гороховой, да-да из самого центра этот луч должен был идти. Всё должно было продолжаться сюда, и здесь все должно было быть застроено домами, парками… Это всё жилые кварталы».
Но появившееся в 43-м радиополе буквально заморозило это место на 75 лет, превратив этот квадрат чуть ли не в зону отчуждения.
Павел Никифоров, корреспондент: «Очень сложно рассказывать про антенное радиополе в Купчино, когда это самое радиополе уничтожено. Поэтому, чтобы проиллюстрировать, как же оно выглядело, приехали в Ольгино. Мы находимся в запретной зоне, о чём говорит вот этот знак, а там дальше, за колючей проволокой, находится Радиостанция №1. В Купчино Радиостанция №3 была, а здесь №1 и, по сути, она до сих пор занимается тем же и на том же самом оборудовании — глушит».
Ольгинское радиополе, в отличие от купчинского, до сих пор действует. Причём работает оно на немецком трофейном оборудовании, установленном в местной лесополосе сразу после войны.
Борт ледокола «Красин». Мы идём по палубе корабля с Николаем Сашениным — начальником радиорубки. Он выходит в эфир ежедневно и как никто знает устройство радиополей, главная цель которых была глушить западные радиостанции!
Николай Сашенин, начальник радиорубки ледокола «Красин»: «Главное то, где все были эти радиовещательные станции? В Европейской части! Значит, чего нам давать мощность куда-то, когда надо направлять именно туда! Это направленная антенна. Её конфигурация была сделана таким образом, что весь лепесток был направлен на Европейскую часть».
С функцией и устройством радиополей разобрались, а кому эта земля сейчас принадлежит и что с ней будет дальше?
Александр Тетердинко, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «Эта земля является федеральной собственностью, но до конца года её передадут городу, и после этой передачи город начнет заниматься благоустройством».
Ну а пока к территории антенного поля вплотную подошёл строящийся Парк Героям-пожарным. Граница двух зон будто карандашом проведена. Слева насыпанная на два метра из битого кирпича территория парка, справа – бесхозное радиополе. Сверху вниз стекает вода и затопляет и поле и ДОТы, но на это никто не обращает внимание. Как бы не оказалось так, что до конца этого года купчинское антенное поле не превратилось в настоящее болото, из которого зоны отдыха уже точно не выйдет.