Одни боятся безумных соседей, другие рисуют портреты городских сумасшедших, которых порождает сам Петербург. Около 70% жителей, так или иначе, страдают психическими расстройствами. Прав ли был Достоевский, называя Петербург городом полусумасшедших? Репортаж Евгении Альтфельд.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «В Петербурге каждый человек может столкнуться с сумасшедшим соседом, например, моя семья была вынуждена уехать из этого дома, продав любимую квартиру, потому что здесь на 5 этаже живет абсолютно сумасшедший человек, который кидает на соседей продукты своей жизнедеятельности в пластиковых пакетах. Даже зоомагазин, где я покупала корм своей кошке, переехал. Всё это падало им на порог, туда не ходили посетители».
Эту парадную, цитируя «Мастера и Маргариту», местные жители называют «нехорошей». Одинокая женщина, любительница кошек, портит жизнь своим соседям. Невыносимый запах, запугивание детей, и даже анонимные доносы.
Олег Яровой: «Бывало, что мой ребенок поднимался по лестнице и слышал мат про свою маму и папу, самое неприятное, что в правовом поле это не решить, мы обращались в прокуратуру, милицию, администрацию, результат нулевой».
Собственник квартиры имеет право не открывать дверь никому, и только суд может обязать человека пройти психиатрическую экспертизу. Так работает российский закон.
Наталия: «Управы на них нет, пока нет опасности для себя и окружающих, если человек отказывается идти за помощью, то врач не имеет права контактировать с пациентом, если он не согласен. А может быть у него просто дурной характер? Это не значит, что он психически не здоров. И не надо применять к нему психиатрическое лечение. Это не гуманно, не справедливо».
Окна без ручек, занавески вместо дверей в палаты. Зато нет решеток и атмосфера, как в санатории. В институт имени Бехтерева приезжают лечиться люди со всей страны. Сами принципы оказания психиатрической помощи были сформированы именно в Петербурге. Тайный советник, генерал медицинской службы царской армии Владимир Бехтерев заложил основы гуманистического подхода к лечению душевнобольных. Которых придерживаются и сейчас. Карательную советскую психиатрию хотят забыть как страшный сон. И пациенты, и самих врачи.
Безумец, гений, чудак… Тонкую грань пытались нащупать во все времена. Известный петербургский персонаж Коля Васин, создатель музея группы "The Beatles", недавно совершил свой последний перфоманс, бросившись с третьего этажа торгового центра. Цитата из предсмертной записки: «невозможно жить в стране, где никто не поддерживает дело храма Джона Леннона».
Городские безумцы как часть города и культуры — герои художницы Анастасии Нильской. Пожилые дамы, бездомная женщина, словно реинкарнация Ксении Петербургской, злобный парень в пышечной и обветшалая котлетная. В таком городе, как Петербург, даже дома бывают безумны.
Около 70% петербуржцев страдают психическими отклонениями разной степени. Одни просто странноваты, другие опасны. Как мужчина, который недавно стрелял на деткой площадке, знаменитая «купчинская потрошительница», которая в 70 лет убила свою подругу, или ленинградский людоед Ильшат Кузиков. Его неоднократно лечили и выпускали на свободу.
Психиатрии в России посвящен отдельный закон, но, по мнению юристов, в нем не хватает важного положения — об обязательной диспансеризации.
Герои, безумцы, которые словно сошли со страниц романов Достоевского, годами бродят по улицам города. Их пугаются прохожие, ненавидят соседи, и лишь художник с грустью нарисует их портрет — глаза, которые на самом деле просят о помощи.