Мы знаем, что ничего о нём не знаем. Стрит-артист Бэнкси — самый коммерчески успешный из уличных, и самый уличный из тех художников, чьи работы показывают в галереях. При этом ни как его зовут, ни как он выглядит, никаких подробностей его личной и художественной жизни никто не знает. Вроде бы, он родом из Бристоля. Кажется, ему около 40-45 лет. А зовут то ли Роберт, то ли Робин. Многие художники любят отмахиваться от вопросов о творчестве — мол, не спрашивайте, я всё уже сказал в своих картинах. Бэнкси даже отмахиваться не надо, его граффити — единственное, что у нас есть. И прямо сейчас его работы можно увидеть в Петербурге. В Манеже Конюшенного ведомства на выставке «Бэнкси: гений или вандал?» побывала Дарья Патрина.

Возможно, вы никогда не слышали имени Бэнкси, но увидев «Девочку с воздушным шаром», сразу поймете, что с творчеством этого художника уже знакомы. Острая политическая сатира, темы социального неравенства и удивительное ощущение внутренней свободы — то, что сделало Бэнкси известными во всем мире. Бунтарь и провокатор, безупречно «считывающий повестку дня».

Бэнкси мог бы заменить средства массовой информации. Но кто тогда будет рассказывать о скандалах вокруг его имени, его работ и его выставок? Евросоциалист в ловушке капитализма, он всё же существует в границах победившего строя. Иначе подобные выставки были бы невозможны. Время от времени Бэнкси лично устраивает закрытые аукционы своих работ и выпускает ограниченные серии принтов. И когда организаторы говорят о 68 подлинниках — 21 оригинальной работе и 47 оттисках, — они не лукавят: к каждому из этих экспонатов Бэнкси, так или иначе, приложил руку. И каждому из них его «Пэйст компани» (что можно перевести как «дератизаторы») выдала сертификат подлинности.

Стоимость представленной в Петербурге коллекции достигает 12 миллионов фунтов стерлингов. Самые дорогие — шутки Бэнкси в адрес классического искусства. «Мона Лиза» с оценочной стоимостью в 700 тысяч фунтов или «Большая золотая рама» ценою в 600 тысяч. Бунт Бэнкси против музеев и галерей, навязывающих художественные вкусы. Но где теперь оказался он сам? Один из самых успешных художников современности. В XXI веке его работы стремительно взлетели в цене, что привело к появлению подделок и дикой охоте за оригиналами. В некоторых случаях со зданий снимают слои штукатурного покрытия, хотя именно такие действия — изъятие уличного искусства с улицы во имя наживы — сам Бэнкси и называет вандализмом. Впрочем, некоторые из его работ живут по другому сценарию.

На заре творческой карьеры его называли «безумцем», он оставлял рисунки в труднодоступных местах. Бэнкси ввёл моду на трафареты. Нанесение рисунка на стену в мире, наводненном видеокамерами, занимает у него не более двух минут. Он до сих пор не раскрыл своего имени. Но чем дальше, тем больше это вызывает вопросы. Его, казалось бы, искренний протест словно разбивается о глянцевую поверхность реальности. Коммерческие выставки, сувенирная продукция. Его стратегия на арт-рынке настолько успешна, что вместо лобового вопроса, вынесенного в заглавие российской экспозиции «Гений или вандал?» напрашивается другой, менее однозначный — «идеалист или маркетолог?». 

В Петербурге — не первая и не последняя выставка его работ в мире. На все, устроенные не им, Бэнкси реагирует резко. Но по поводу московской скромно сказал, что не чувствует себя вправе осуждать людей, выставляющих картины без разрешения.