На этой неделе Роскомнадзор отчитался о проделанной работе. По сообщению ведомства, за последние три года выявлено 1200 компаний, бесконтрольно распространявших базы данных граждан: информацию об автомобилях, которые им принадлежат, паспортные данные, данные о жилье. 690 сайтов эту информацию удалили, 550 были заблокированы. А как собирают эти данные? Могут ли это сделать без нашего ведома? И как наша беспечность может выдать наши секреты в цифровом мире? Репортаж Антона Цумана.
Ещё 10 лет назад смартфоны казались непозволительной роскошью. Теперь он заменяет нам не только телефон, но и камеру, карту, книгу и даже будильник. И теперь благодаря этому мы производим море информации. С виду незначительной, но для маркетологов это настоящий клад.
Разберем детально, где же кроется эта «шпионская аппаратура». В буквальном смысле, в мастерской.
GPS-чип. Производитель — Американская корпорация Броудком. Размер 3 на 3 миллиметра. Модель 47775. Последняя в линейке и ставится во многие современные смартфоны. Так что по факту многие устройства различаются лишь брендами, архитектура всё равно одинаковая. Но железо железом, а главную роль всё равно играют программы, которые мы установим.
Давайте будем честны, мало кто из нас читает лицензионное соглашение, прежде чем установить программу. Сам смартфон, что называется, из коробки, ничего противоестественного себе не позволит. Но беспечностью владельца воспользоваться можно. В информационных, рекламных или совсем не легальных целях. И это, как уверяют эксперты, проще всего.
Вот фото основателя крупнейшей социальной сети Фейсбук Марка Цукерберга, сделанное в 2016 году. Тогда многие обратили внимание, что камера и микрофон его ноутбука прикрыты клейкой лентой. А это он же в марте этого года. Опустив глаза, держит ответ перед Конгрессом США за утечку персональных данных миллионов пользователей. Но это понятие настолько размыто, что определить, что в него входит — задача не из легких.
Реклама здесь — только верхушка айсберга. Информацию можно не только собирать — ей можно манипулировать. Бред Парскаль, по сути обеспечивший победу Дональда Трампа на выборах в США, добился этого грамотным исследованием аудитории социальных сетей. И строил кампанию на его результатах. И это уже называют — революцией в социологии.
Вот он, образ большого брата, описанный Оруэллом больше полувека назад. Только ему совсем необязательно сидеть и наблюдать. Мы отдадим ему всю информацию о себе. Причем сами и с радостью. Фотографией в соцсети, покупкой в интернет-магазине, запросом в поисковике.
Антон Цуман, корреспондент: «Если не хотите, чтобы за вами следили, можно заклеить камеру вашего гаджета. Залепить микрофон. Удалить свою страницу в социальной сети. Можно вообще вернуться к устаревшим, но проверенным способам коммуникации. Но полностью избежать чужих глаз всё равно не получится».
Да и вряд ли теперь мы сами захотим отказаться от преимуществ, которые дал нам этот новый мир технологий. Потому что цифровая революция, о которой говорили эксперты все последние годы, уже свершилась. И теперь мы навсегда стали частью этого мира. Функциональной и неотъемлемой.