Юрий Зинчук, ведущий: «Но начинаем мы с события, которого не было. Не было у нас в Санкт- Петербурге. Но зато 22 региона жили этим событием весь сентябрь. И только в минувшие выходные отгремели вторые туры в 4-х субъектах, и как вы уже поняли, я имею в виду закончившуюся выборную компанию 2018.
Мы выпали из этого потока, потому что выборы у нас пройдут в следующем году. Петербург будет выбирать губернатора в сентябре будущего года. Но, руководствуясь известной народной мудростью, готовь сани летом, мне кажется, уже сейчас наступает самое время поговорить о том, а чему нас научили эти выборы. Какие главные их особенности? Какие выводы уже сделала политическая элита? И почему эту выборную кампанию уже многие эксперты назвали — электоральной революцией? Очень важные вопросы, ведь от того, как на них ответит наш петербургский избиратель и, самое главное, почему он ответит именно так, во многом и зависит, какого губернатора выберет Петербург в следующем году».
Выборы в Москве с ошеломительной победой Собянина – это, скорее, исключение из общей тенденции. Там, в столице, всегда всё по-другому. Не даром говорят – надо всего лишь на 100 км отъехать от Москвы и ты – уже в России. А в этой России выборы пошли не по-собянинскому сценарию. Впервые, сразу в нескольких субъектах, действующие главы регионов не смогли одержать победу в первом туре. Эпоха сокрушительных побед с помощью административного ресурса закончилась. Избиратель уже не верит лозунгам «Мы власть и поэтому мы за всё хорошее». Мало быть властью. Даже если ты член партии власти. И недостаточно быть хорошим. Нужно что-то еще и хорошо делать.
Эпоха премиального бездействия для руководителей регионов закончилась. Да. Общая экономическая ситуация. Да. Сокращение потребительского спроса. Да. Напряжение в связи с серьёзной реформой пенсионного законодательства. Но это не политический кризис. Система проходила и через более суровые испытания. Это главная причина ужесточения требований к кандидатам со стороны избирателя. На место политиков должны прийти практики. Место условных политических лириков должны занять прагматичные физики.
И если еще раньше можно было что-то, как говорят политтехнологи, подкрутить, пересчитать, подкорректировать, сейчас шансов для применения таких теневых методик остаётся всё меньше и меньше. И отмена выборов в Приморье – тому пример. Центр говорит главам регионов. Хотите побеждать – побеждайте. Только легитимно. Новые болотные площади в каждом регионе после каждых выборов – это то, что сейчас абсолютно не нужно нынешней политической системе.
И ещё одна особенность, которая проявилась на этих выборах – время старых PR-технологий уходит в прошлое. Уже не достаточно просто завесить весь город с плакатами какого-нибудь улыбающегося розовощёкого кандидата. И даже телевидение уходит на второй план. Интернет и новые технологии коммуникаций в соцсетях – вот прямой путь к сердцу и разуму избирателей. И кто знает, как найти и пройти этот путь, тот и станет победителем.
Но главный итог этих прошедших в России выборов заключается в том, что избирателей всё меньше и меньше интересует, кто виноват? И даже вопрос «что делать» уже не столько актуален. Гораздо важнее теперь для предстоящих выборов ответ на вопрос: А ЧТО СДЕЛАНО? И как на него власть ответит, так избиратели и проголосуют.