Сотрудники Института истории материальной культуры Российской академии наук привезли для изучения в Петербург древние артефакты эпохи Хунну. Находки были сделаны летом во время археологической экспедиции к могильнику Терезин в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС на территории Тывы. Какие тайны помогут раскрыть эти уникальные находки? Почему так важно изучать культуру предков и что мы сами оставим археологам будущего? Об этом в репортаже Антона Цумана.
Настоящий сюжет пещерной живописи. На неприметном здании на Павловском шоссе. Это арт-проект одной из групп современных художников. Но оставляем мы после себя гораздо больше и даже не осознаем, насколько.
Институт истории материальной культуры Российской академии наук. Сотрудники бережно распаковывают только что привезенные из экспедиции находки. Южная Сибирь. Эпоха хунну. Могильник Терезин. Десятки предметов, которые, по словам руководителя экспедиции, Марины Килуновской поставят множество вопросов перед историками и искусствоведами.
На некоторые вопросы найденные артефакты уже дают ответы. Например, о быте женщин народа хунну того периода. Зеркальце, гребень и даже дамская сумочка. Первого века до нашей эры.
Подобные находки делались и раньше, но в таком количестве на одной территории — первый раз. Теперь предстоит длительный этап их анализа. В Лаборатории консервации и реставрации.
Николай Курганов — один из специалистов, которые и будут заниматься изучением артефактов. И в своей лаборатории он очень часто выясняет, что находки археологов, которые сами по себе уже открытие, скрывают под слоем загрязнений и коррозии ещё больше тайн.
Эти артефакты, по словам сотрудников института, как глоток свежего воздуха. Причем не только для историков. Древние орнаменты копирует уже современная культура. Судите сами. Вот недавняя коллекция украшений одного из ювелирных домов. А это — женские браслеты древнерусской эпохи из фондов кунсткамеры. И такое сходство можно найти во многих вещах.
Станислав Бельский побывал в нескольких десятках экспедиций. И каждый раз удивляется, сколько интересных параллелей можно провести между древней эпохой и современностью. Например, сковорода периода Крещения Руси. Которая, как и сегодня, на кухне у каждой хозяйки. Или опасная бритва, которая почти не изменилась со времен Александра Невского.
Антон Цуман, корреспондент: «"Сумочка дамская, материал — кожа, второе десятилетие 21 века нашей эры, зеркало — стекло, пластмасса". Вот так, наверное, археологи будущего будут атрибутировать артефакты нашей эпохи. Только вот как, интересно, они опишут флешку с моими рабочими материалами? Сумеет ли определить в этом предмете носитель информации археолог 4018 года?»
Писателя-фантаста Сергея Арно мы попросили примерить на себя эту нелегкую роль. И вопрос поставил археолога будущего в тупик. Через две тысячи лет, возможно, никто и не вспомнит об истинном назначении привычного для нас предмета. Какая бы ценная информация там не хранилась. Да и всё, что сейчас производит цивилизация, вряд ли выдержит испытание временем.
И словно подтверждая этот тезис авторы рисунка на Павловском шоссе скоро не оставят от него и следа. Его закрасят, чтобы изобразить на нем новую эпоху. Но прежний рисунок продолжит свою жизнь в новом, как продолжить жить через 2 тысячелетия и Петербург.