владимир кошелев, хранитель коллекции музыкальных инструментов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства:

В 1805 году некто Жихарев, будучи московским студентом, пишет в своем дневнике: «Стало известно, что в Париже одним часовщиком — и называет имя — Лораном изобретена хрустальная флейта. Звуки прелестные! И если вы её слушаете, какими бы не обладали нервами, вы обязательно разрыдаетесь!»

Наш музей есть пошёл с царского почина. Поскольку первыми экспонатами музея являются и являлись инструменты Александра I — 2 скрипки и 11 флейт. Это случилось в 1883 году. 

Одной из самых любопытных, интересных и, не побоюсь этого слова, красивых и к тому же красиво звучащих флейт коллекции Александра I является хрустальная флейта работы парижского мастера Лорана.

Очень интересный инструмент. Во-первых, он изготовлен из стекла, украшен серебряными кольцами, крышка его головки украшена хрусталём, клапаны — 4 клапана серебряных — украшены цветным стеклом. Она выглядит очень и очень нарядно.

Что касается звука стеклянных, хрустальных флейт, то этот звук отличется тем, что он более сконцентрирован, более точен, более мощный. Но естественно он будет уступать звуку деревянных флейт в «обертонестости», окрашенности, богатстве тембра.

Екатерина II, определяя обучение своих внуков и внучек, писала: «Господа Константин и Александр не будут учиться музыке, если они захотят «скрыпеть» и играть, то будут это делать самоучкой». Несмотря на это, Александр I всё же стал музыкантом, естественно, любителем.  Это уже общеизвестно.

Мы до сих пор не знаем, играл ли Александр I на флейте или нет. Возможно, они достались ему от его венценосного родственника —  Фридриха Великого, выдающегося флейтиста. Это всё находится ещё под вопросительным знаком и требует своих собственных розысканий. Наша стеклянная флейта таит ещё много загадок.