Не всякий художник удостаивается ретроспектив. А уж если речь заходит об уличном художнике, то это вовсе редчайшее явление. И как раз его сейчас можно наблюдать в петербургском музее стрит-арта. 

Там открылась выставка, посвященная творчеству Павла Пухова, более известного как Паша 183. Еще с легкой руки журналистов его называли русским Бэнкси, но самому Паше это сравнение не нравилось. К нему применимо избитое выражение «торопился жить» – рисовал на стенах, холстах, делал фотопроекты, инсталляции, оформил рок-мюзикл TODD группы «Король и шут». И умер, когда ему было всего 29.

Когда на город опускается темнота, из своих комнат выходят уличные герои с трафаретами и баллончиками. Именно супергероем российского стрит-арта и представляется Паша 183. Особенно когда слышишь воспоминания его друзей. Причем Пашина суперспособность – даже не сами рисунки, а его прямота и бескомпромиссность. Работы его часто наивны: и в своей яростной борьбе за справедливость, и в сентиментальности. Нет двойного дна, зато попадают в цель.

Полина Борисова,куратор выставки: 
«Паша всегда считал, что у него есть определенная миссия, и он должен ее выполнить. Как Хэмингуэй говорил: если можете не писать – не пишите. Пишите, если только не можете не писать. То есть он все это делал, потому что не мог иначе, старался изменить мир к лучшему».

С помощью старых фото вернуть в детство случайных прохожих. Превратить строительные леса в обезьянник, из которого легко выбраться, а фонарный столб – в огромную дужку снежных очков. Паша 183 не декорировал панельный покров московских «спальников». Его работы там будто уже были, а он их просто помогал разглядеть. И обязательно о чем-то задуматься.

Полина Борисова, куратор выставки: 
«Работа «Очки» – это очень интересная история. Паша мне жаловался, что в Москве нет снега. Что он задумал такую классную работу, но в Москве нет снега. Когда в 2009 выпал снег, он тут же сделал работу. Надо же понимать, что он рисовал это на детской площадке. Три года ждать, чтобы сделать работу на час – это очень свойственно ему».

Сегодня, когда уличное искусство все чаще забывает про улицу, Паша 183 и правда кажется каким-то историческим персонажем, достойным ретроспективы уже потому, что это было так давно. Рисовать баллончиком было не модно, а рискованно. Смыслы должны были разглядеть не арт-критики, а дворники. Ведь то, что им понравится, они не закрасят.

Татьяна Пухова, мама Паши 183: 
«Я очень рада, что его имя не забывается, очень рада, что выставка проходит в Питере. Он часто здесь бывал, здесь жила его любимая девушка. И помещение, и город, и атмосфера соответствуют тому, чего хотел добиться».

Теперь вырванные из городской среды Пашины инсталляции и герои – все вместе в котельной музея. И будто сами недоумевают от такого соседства. Как постеры с любимыми музыкантами в комнате подростка. Художник Кирилл Кто после смерти своего друга сказал, что он был как «ребенок с автоматом, который не даст в обиду свое детство и свои идеалы». Точно не даст и уже никогда не вырастет.