Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, а теперь сенсация! Мировая сенсация в мире науке! Автоматическая межпланетная станция InSight совершила посадку на поверхность Марса. Миссия этого проекта — разгадать тайну четвёртой планеты. Понять физику её внутренней материи. Что там происходит внутри планеты.
И это очень важно, ведь Марс относится к той же группе планет, что и Земля. И то, что из себя сейчас представляет Марс — это далёкое будущее нашей Земли. И этот аппарат поможет увидеть это наше далёкое будущее на примере изучения нынешнего состояния Марса. Проект этот международный. В нём участвовали и российские специалисты. О сути этого проекта и о том, какую роль в нём играли наши специалисты — об этом в интервью с доцентом петербургского Политехнического университета Сергеем Ивановым».
— Что это значит для цивилизации, для человечества? Это рядовое событие? Это прорыв? Предчувствие прорыва?
Сергей Иванов, доцент Высшей школы прикладной физики и космических технологий Политехнического университета: «Это миссия. Цель проекта — изучение недр красной планеты. Аппараты, которые были изготовлены, они уникальные. Это сейсмограф, который улавливает колебания почвы по амплитуде, сравнимой с атомарным размером. Атом представляете? Из-за этого он похож на матёшку. Надо исключить колебания, которые, например, создаются песчаными бурями, внешними воздействиями. Здесь много датчиков установлено, которые будут улавливать внешние воздействия. Например, метеорит на обратной стороне упал, волна, прошедшая через ядро, улавливается этой конструкцией. И по структуре этой волны можно судить о ядре»
— Я слышал, что будет какое-то бурение.
— Предыдущая миссия, углубившись на 7 см., обнаружила, что концентрация воды резко возрастает. С 2 до 4%. Существует бур, который может углубиться на 5 метров. По классификации и Марс, и Земля принадлежат к одной и той же группе каменистых планет.
— Одна из главных задач миссии — понять, как развивались эволюционные процессы, возникновение жизни на земле 4,5 млрд. лет назад? Мы такая же планета, как и Марс?
— Да, просто она раньше постарела. И позволяет эту историю видеть более глубоко.
— А Земля не превратится в нечто подобное Марсу когда-нибудь?
— Когда-нибудь — да. В силу того, что радиус в 2 раза меньше, планета остыла быстрее.
— В соцсетях обсуждают фотографию, есть дилетантские комментарии «Ой, чуть ли не скотчем они эти швы закрепили».
— Это кажущаяся лёгкость. Каждый элемент этой конструкции продуман.
— Что мы там можем найти на глубине 5 метров?
— Нам важен градиент температуры от поверхности вглубь. Датчики температуры настолько чувствительные, они ловят градиент в сотую градуса. Посадка на Марс — очень трудный процесс. Для того, чтобы осуществить эту посадку, надо не только попасть очень точно в заданный район (около 100 км на 30 км). А расстояние между нами примерно 100 000 000 км. Реализация такого проекта требует великолепных специалистов. В прошлом проекте участвовала наша страна и сделала великолепный спектрометр. Здесь мы тоже участвовали. В ракете-носителе «Атлас», который этот зонд доставил, ускорителем служил наш двигатель.
— Может ли когда-нибудь наступить эпоха, когда мы будем эксплуатировать Марс?
— Я уверен, что красный цвет говорит о соединении железа. Наверняка, она может быть подвергнута разработке. Я в этом уверен, что с развитием технологий мы к этому придём. Я думаю, что в течение 20 лет мы можем.