В Эрмитаже открылась монографическая выставка «Пьеро делла Франческа». Она объединила произведения из художественных собраний Италии, Испании, Португалии и Великобритании.

Эксперты уже назвали эту выставку элитарной. Если, например, полотна Ван Гога, Пикассо, да Винчи и других именитых мастеров можно сейчас увидеть даже в современной рекламе, то картины Франческо в этом смысле искусство закрытое. Да и понять его не так просто.

Полотна, которые никогда не встречались в одном музейном зале. Это работы итальянского мастера Пьеро делла Франческа. Выставку в Эрмитаже называют событием века.

В зале картины и фрески классика Ренессанса. Произведения, которым больше пятисот лет, имеют прописку в Италии, Испании, Португалии и Великобритании. Эпохальным событие делает еще и то, что ни одна картина этого художника не экспонируется в российских музеях.

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ,генеральный директор Эрмитажа:
«Такая выставка требовала очень больших усилий. Никогда такой выставки Пьеро делла Франческа за пределами Италии не происходило. Это замечательный результат реформ в музейном деле, которые происходят в Италии и в России».

Имя Пьеро делла Франческо вновь было открыто в середине XIX века. Часто авторство полотен приписывали другим художникам. Дело в том, что большинство его работ хранятся в городах итальянской глубинки — Урбино, Ареццо, Борго Сан Сеполькро.

По сути, просто увидеть их под одной крышей уже подарок для ценителей искусства Возрождения. Еще при жизни делла Франческа получил звание «монарха живописи».

НАТАЛЬЯ ДЕМИНА,научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа:
«Монарх живописи» — это художник, который владел всеми живописными средствами в совершенстве. Он прекрасно писал фрески, алтари, портреты, трактаты. Это был художник, который овладел всеми тайнами живописи».

В Эрмитаже выставили 11 произведений мастера. Всего же за карьеру он написал около 20 полотен. Среди них, например, «Мадонна Сенигаллия» и «Портрет мальчика», которые приехали в Эрмитаж.

Кстати, делла Франческа считают революционером портретного жанра эпохи Возрождения.

ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА,корреспондент:
«Мастер эпохи Ренессанса снискал славу не только благодаря изысканному почерку. Пьеро изучал перспективу в живописи. Также его занимали вопросы освещения. По сути, художник был еще и авторитетным исследователем. Результатом научного труда стали два математических трактата».

Рукописи, кстати, тоже представлены на экспозиции. Их выставили в витрине по соседству с одной из самых известных работ автора, «Полиптих Святого Антония. Благовещение». Это навершие алтаря, которое называют «гимном перспективы». Шедевры творца Ренессанса можно увидеть до 10 марта.